Югра – родина многих представителей разных национальностей: украинцев, русских, татар. Здесь живут потомки тех, кто много лет назад осваивал сибирскую землю. Но для того чтобы считаться сыном или дочерью Югры, необходимо ощутить духовную жизнь коренного населения, творчески утвердиться в ней, принять язык, историю, культуру народов ханты и манси как свои собственные.
Педагоги муниципального национального дошкольного образовательного учреждения детского сада «Солнышко» села Шеркалы Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа решили объединить в учебном процессе знакомство с двумя культурами – русской и хантыйской – и показать детям, что люди разных национальностей могут жить очень дружно.
В последнее время появилось несколько новых комплексных программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста с грифом Министерства образования РФ: «Радуга», «Детство», «Развитие» и другие. Основываясь на контингенте воспитанников, профессиональных возможностях педагогов, материально-технической базе, в «Солнышке» взяли за основу «Детство». Содержание этой программы реализует принцип этнокультурной соотнесенности дошкольного образования: с раннего возраста дети приобщаются к истокам русской народной культуры, знакомятся с произведениями устного народного творчества, музыкой, танцами. В 1998-1999 учебном году педагоги ДОУ составили свою программу по ознакомлению детей с родным краем и приобщению их к культуре коренных малочисленных народов Севера.
Но для реализации авторского курса педагогам «Солнышка» необходимо было расширить собственный базис личностной культуры. Для этого методисты детского сада стали выписывать соответствующую литературу, журналы, из которых можно почерпнуть знания об истории хантыйского народа, его обычаях и традициях, организовывали встречи с людьми коренной национальности. Огромную помощь педагогам оказывают учителя школ: они приглашают воспитателей на семинары по искусству бисероплетения, стрижке меха, работе с берестой. Помимо этого «Солнышко» работает в тесном контакте с местным этнографическим музеем, сельским Домом культуры, средней национальной образовательной школой, семьями воспитанникоа. Так, совместно с родителями педагоги оформили в детском саду национальный мини-музей.
Воспитатели разработали систему мероприятий по воспитанию любви к родному краю и приобщению детей к культуре коренных народов Севера, а также педагогическую модель организации национального воспитания в ДОУ. Особенность модели в том, что она предполагает тесное сотрудничество всех специалистов – методистов и воспитателей – на основе интегрированного подхода национального воспитания и образования во всех видах деятельности. Приобщение к быту и культуре родного края основывается на четырех приоритетах.
Во-первых, окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательности, должны быть национальными. Во-вторых, следует шире использовать фольклор во всех его проявлениях – сказки, пословицы, поговорки, песни. Например, в сказках и былинах как нигде сохранились особенные черты характера народа ханты, присущие ему нравственные ценности, представления о красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Поговорки, загадки и пословицы приобщают детей к общечеловеческим ценностям. Особое место в произведениях хантыйских писателей занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, родной природой. Благодаря этому произведения народа ханты являются богатейшим источником познавательного и нравственного развития. В-третьих, большое место в приобщении детей к культуре коренных народов Севера занимают народные праздники и традиции. Например, «Медвежий праздник». Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, зверей, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека в их целостности и многообразии. И в-четвертых, ознакомление малышей с орнаментами, изделиями из бересты, меха, бисера позволяет увлечь их декоративно-прикладным искусством народа ханты.
Обобщая сказанное, можно заключить, что образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства – от орнамента и бисера, от сказки и песни до традиционных праздников.
Также в рамках программы в группах «Солнышка» созданы специальные этнографические уголки: один посвящен русской культуре, другой – хантыйской. Здесь дети играют, знакомятся с фольклором, надевают костюмы и ходят друг к другу в гости. В подготовительной к школе группе один раз в неделю проводятся занятия по ознакомлению с родным краем. Занятия организованы по блокам. Первый называется «Край, в котором мы живем». Здесь воспитанники детского сада знакомятся с тайгой и ее обитателями, сезонными изменениями в природе, составляют карту поселка, фотоальбомы. Второй – «Жизнь и быт людей» – рассказывает о жизни и быте народа ханты и проходит в форме экскурсий в местный этнографический музей, наблюдений, чтения произведений, рассматривания картин. Третий блок – «Национальное искусство» – знакомит детей с национальной одеждой, игрушками, произведениями поэтов и писателей Севера, а четвертый – «Границы нашего края» – с районом, округом, с тем, что Югорская земля – частица огромной России. Пятый блок – «Охрана природы» – дает детям знания о том, что у ханты есть священное дерево – береза, которое они почитают и берегут, о ловле рыбы и пушного зверя не в ущерб природе. С ребятами также проводятся беседы о том, как сберечь богатства родного края.
Имея статус национального детского сада, в «Солнышке» преподают хантыйский язык. Причем родители других национальностей изъявили желание, чтобы их дети тоже изучали родной язык Югры.
Приобщение родителей к решению проблем межнационального общения – необходимый элемент педагогической работы. По результатам анкетирования родителей педагоги ДОУ сделали вывод, что наиболее приемлемыми формами взаимодействия «Солнышка» с семьей являются встречи за «круглым» столом, дни открытых дверей, совместное проведение утренников, игровые и соревновательные мероприятия, проведение родительских собраний в виде деловой игры.
Педагогический коллектив детского сада находится в постоянном поиске новых путей решения проблемы по приобщению малышей к культуре коренного населения. Здесь питают надежду, что будущие поколения будут жить в дружбе с представителями разных национальностей на земле гостеприимной, богатой и прекрасной. А то, что воспитанники «Солнышка» не забудут историю своей земли и будут стремиться сделать родной край обустроенным и богатым, педагоги ДОУ уверены.
Галина ГЛЕБОВА, методист национального муниципального дошкольного образовательного учреждения «Солнышко», п. Шеркалы
Комментарии