В современном мире ребенок просто физически не способен овладеть всеми современными знаниями. Из-за увеличения умственной нагрузки на уроках у учащихся снижается интерес к изучаемому предмету и их активность на протяжении всего урока.
Поэтому на первый план выступает задача научить ребенка добывать знания, искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности. Владение современными технологиями встало в один ряд с умением читать и писать. Человек, на высоком уровне владеющий информационными технологиями, имеет совершенно другой стиль мышления, иначе подходит к решению возникшей проблемы. Без новых информационных технологий невозможно представить себе современную школу. Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. Компьютер – мощнейший стимул для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.Мультимедийная презентация – один из эффективных методов организации обучения на уроках, используемый для усиления наглядности, для более доступного объяснения и усвоения сложного нового материала, повышающий активность детей. Если ответственно подходить к созданию презентаций, то многих проблем можно избежать, а преимущества выгодно использовать.Мультимедийная презентация урока позволяет экономить время и дает возможность решения большего числа задач, соблюдать принципы здоровьесберегающих технологий (возможность организации смены видов деятельности, проведения физкультминуток), повышает объем выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза, обеспечивает наглядность, экономит время для использования других педагогических технологий, разнообразных форм вербального взаимодействия учителя и учеников, детей друг с другом, облегчает показ фотографий, рисунков, графиков, карт, обеспечивает быстроту и удобство их воспроизведения на высоком эстетическом и эмоциональном уровне с использованием анимации и музыки. С помощью мультимедийных презентаций учитель может привлекать большое количество дидактического материала; использование анимации и вставка в презентации видеофрагментов позволяют демонстрировать динамические процессы, заголовки на каждом слайде дают детям возможность следить за ходом изложения материала, осуществляется интеграция наук, раскрываются межпредметные связи, одновременно задействованы графическая, текстовая, аудиовизуальная информация.К сожалению, нужно отметить и недостатки, которые возникают при некомпетентном использовании мультимедийных презентаций на уроках: слишком быстрый темп смены слайдов – дети не успевают следить за изложением информации, мелкий нечитаемый шрифт провоцирует снижение интереса к изучаемому материалу, обилие анимации, перегруженные рисунками слайды – перенасыщение урока и как следствие снижение эффективности такого урока.Чтобы избежать этих недостатков при проектировании своего урока, каждый учитель должен задуматься над тем, какие цели он преследует, какую роль играет урок в изучаемой теме, для чего он предназначен: для изучения нового материала, для отработки учебных умений и навыков или для систематизации знаний. У урока с применением мультимедийной презентации по сравнению с обыкновенным уроком есть преимущества:- улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию (цветные картинки, движущееся изображение);- увеличивается активность учащихся на уроке;- в ходе работы у детей формируется пространственное и логическое мышление;- естественным образом достигается оптимизация темпа работы учеников;- появляется возможность с помощью компьютерной анимации создавать на уроке игровую познавательную ситуацию, в результате чего урок приобретает характер учебной игры и у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности;- появляется возможность оперативного тестирования учащихся;- мультимедийная презентация позволяет экономить время и дает возможность решения большего числа задач.При подготовке мультимедийных презентаций к уроку учитель должен провести диагностику предстоящего урока, прогнозировать возможные результаты и, исходя из целесообразности, планировать место мультимедийной презентации на уроке. Можно достичь максимального обучающего эффекта урока, если он представлен цельным и завершающим продуктом, а не просто набором слайдов. При подготовке урока с использованием мультимедийных презентаций рекомендуется соблюдать следующие этапы: диагностика, прогнозирование, непосредственное планирование урока. На этапе диагностики учителю необходимо определить характер учебного материала, структуру урока, возможности учащихся. При прогнозировании учитель должен продумать различные варианты проведения урока и выбрать наиболее оптимальный. Мультимедийная презентация может быть использована на различных этапах урока: при проверке домашнего задания, подготовке учащихся к усвоению новых знаний, непосредственно при предъявлении новых знаний, на этапе закрепления, при подведении итогов урока. На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему дефицита подвижной наглядности, когда дети под руководством учителя на экране монитора сравнивают способом наложения геометрические фигуры, анализируют взаимоотношения множеств, решают задачи на движение, демонстрируемые с помощью анимации в мультимедийных презентациях. На уроках русского языка на экране можно быстро выполнить преобразования в деформированном тексте, превратив разрозненные предложения в связный текст, одним словом, возможности мультимедийных презентаций практически безграничны и их использование ограничивается только творчеством каждого конкретного учителя. Безусловно, такие уроки не могут быть ежедневными, потому что при их подготовке и организации от учителя и ученика требуется гораздо больше интеллектуальных и моральных усилий, чем при подготовке обычного будничного урока.Советы для учителя Не надо загромождать отдельный слайд большим количеством информации, слайды нельзя перегружать текстом и рисунками. На каждом слайде должно быть не более двух картинок. Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов. При составлении слайда лучше использовать рубленые шрифты (Arial или Tahoma). Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в начальной школе). Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий). Важно подобрать правильное сочетание цветов для фона и шрифта, они должны контрастировать: на светлом фоне темный шрифт или наоборот. Музыкальное сопровождение должно соответствовать теме и нести смысловую нагрузку. Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила, ограничивающие время пребывания ученика перед экраном, а также воздушно-температурный режим в помещении.Лариса ТИХОНОВА, учитель начальных классов школы №1947
Комментарии