Ее акварели всегда ясны и прозрачны, они отличаются тонкими цветовыми переходами полутонов в общей колористической гамме. Единое дыхание, порыв вдохновения ощущается в каждой работе. Нина Ивановна Щербакова-Ионова – признанный мастер акварельной живописи. Она коренная москвичка, окончила в свое время художественно-графический факультет педагогического института, человек с тонким вкусом. Посетителей ее выставок пленяет чарующая красота цветов, природы, морских пейзажей.
Непросто ответить на вопрос, где искать истоки ее дарования. Родилась будущая художница на Софийской набережной, напротив Московского Кремля. Но первые впечатления, поразившие воображение, она связывает с красотой Памира, его недосягаемых горных вершин. Отец, гидроинженер-мелиоратор, долго жил после революции в Таджикистане. А дед – Андрей Щербаков, имевший рыбную коптильню и поставлявший свою продукцию для магазинов Елисеева, был церковным старостой храма Василия Блаженного.
– Мы говорим “акварель”, и у нас возникают ассоциации с чем-то очень нежным, легким, ясным, неуловимо-притягательным, почти волшебным. У Штрауса есть вальс под названием “Акварель”; мы догадываемся и понимаем, какой смысл вложил блистательный композитор в этот вальс. Действительно, акварель чарует нас именно легкостью, прозрачностью, импровизационностью. Как будто бы художник с первого мазка кисти и до последнего, завершающего, знал, как и куда, сколько и в какой пропорции, каким образом нанести цвет и применить эффект чарующего растека, – рассказывает художница о любимом творчестве.
Акварель уже давно не рассматривается только как подсобный материал к произведениям масляной живописи или как техника подкрашивания гравюр. Расцвет русской акварельной школы во многом связан с именем Александра Иванова, автора грандиозного по замыслу и исполнению полотна “Явление Христа народу”. У великого мастера акварель заговорила языком монументальных форм. Вместе с тем она может быть и беглым этюдом. Акварель прекрасно передает ясность небесной лазури, серебро облаков, игру водяных струй, нежность цветочных лепестков. Для работы акварелью нужно стремиться к безошибочному нанесению рисунка, учитывая, что исправления почти невозможны.
Смелость и легкость акварельного письма говорят о большом мастерстве Щербаковой-Ионовой. Ее акварели привлекают высокой художественной культурой, силой звучания цвета и в то же время тонкой, деликатной гармонией полутонов. Излюбленная техника художницы – alla prima, “по сырому”. Виртуозное исполнение замысла, стремление вдохнуть жизнь в свои работы, наполнить их трепетом своей души делает ее творчество доступным, близким и понятным.
У Нины Щербаковой-Ионовой более пятисот работ. Она член Международного художественного фонда федерации “Акваживопись”, Международной федерации художников ЮНЕСКО, творческого объединения женщин-художников “Ирида”. Ее полотна экспонировались в Японии, Египте, Франции, Австрии. В Московском купеческом обществе находится постоянно действующая экспозиция художницы. За период своей творческой деятельности Нина Щербакова-Ионова провела более тридцати персональных выставок в Сергиевом Посаде, Феодосии, Троицке, московских галереях и выставочных залах.
Богатейшая флора и фауна Средней Азии, цветущие фисташковые, яблоневые, миндальные сады оставили неизгладимое впечатление на всю жизнь с детства. Отсутствие радио, библиотек не ощущалось. В семье Щербаковой любили русскую литературу, музыку, поэзию. В четыре года дочь познакомили с Лермонтовым. Когда в пятидесятые годы отца перевели в Подмосковье для участия в работах по очищению озера Сенеж, Нина, унаследовав от родителей любовь к рисованию, получила возможность постигать основы художественного мастерства в технике росписи тканей в школе художественных ремесел. Там добивались того, чтобы рука сама собой писала цветы. Получив художественное образование в институте, Нина Щербакова-Ионова 25 лет проработала над плакатами в мастерских Московского областного художественного фонда Загорска (ныне Сергиев Посад).
“В пейзаже ценна индивидуальность, – говорит Нина Ивановна своим ученикам. – Свободно владея акварельной техникой, вы создадите собственный выразительный язык, выработаете свои индивидуальные приемы. Красота природы так бесконечна, что всегда найдется что о ней сказать еще никем не сказанное”.
Алла СИМОНОВА,
Николай ГОЛОВАНОВ
Комментарии