search
main
0

И каждый год идет за пять

​В 1991 году «Учительская газета» выпустила специальный номер, посвященный новой структуре управления столичным образованием. Тогда вместо множества районных отделов были созданы десять окружных управлений образования, а Нину Минько назначили начальником такого управления в Южном округе. С тех пор прошло двадцать лет, сменились мэр Москвы, несколько префектов ЮАО, приходили и уходили руководители Департамента образования, а Нина Григорьевна работает и сегодня, она самый опытный из начальников округов. Именно опыт, накопленный за два десятка лет, видимо, помогает ей все новшества, предлагаемые в столичной системе образования, принимать с мудрым спокойствием, отчасти потому, что ее команда (а в том, что такая команда есть, может убедиться каждый) все эти годы работает с некоторым опережением. Не случайно сегодня именно школам Южного округа доверен важный эксперимент по переходу на новую систему оплаты труда. Двадцать лет назад мне посчастливилось брать интервью у Нины Григорьевны, и говорили мы тогда об управленческой модели, которую она хотела создать и в результате создала. Годится ли эта модель сегодня, какие управленческие решения актуальны для нынешнего времени? Об этом и о многом другом наш разговор с Ниной МИНЬКО.

– Нина Григорьевна, такое впечатление, что колесо истории повернулось и снова, только на новом уровне, все повторяется, предлагая для решения те же проблемы: нормативно-подушевое финансирование, разработку нового закона «Об образовании в России», экономические новшества, которые, как и когда-то, заставляют формировать иное, чем раньше, мышление. Это так или я ошибаюсь?- Между прочим, классики утверждали, что развитие идет по спирали, и в этом можно убеждаться. Но развитие еще предполагает постоянное движение вперед с учетом наработанного как некоего фундамента. Фундамент есть, поэтому мы можем строить дом, используя все более современные технологии, материалы и все, что нам нужно на каждом новом витке.- Двадцать лет назад резко поменялся стиль управления образованием: от благозвучных призывов и восторгов от того, что у нас самая лучшая в мире школа, тогда приходили к мысли, что управление – это прежде всего принятие грамотных управленческих и решений. Дистанция двадцати пройденных лет изменила требования к управленческим решения? Если да, то в какой мере?- Для того чтобы понять, с чего мы начинали, нужно вспомнить, как тогда все выглядело и что происходило. Мне показалось, что в начале 90-х годов нам дали возможность дышать кислородом в сфере образования, и не только в этой сфере. Тогда мы, не задумываясь о том, сколько платят учителям, больше всего говорили о свободе, которую вдруг ощутили в полной мере. Вздохнув полной грудью, мы пошли вперед, предлагая и, главное, реализуя все то, что еще совсем недавно нам казалось немыслимой, нереализуемой мечтой. В 1991-м, 1992-м, 1993-м годах мы работали без выходных, без отпуска, потому что торопились строить, созидать, создавать. Но по мере того, как шло время дальше, в моем кабинете появлялись журналисты и всегда задавали один и тот же вопрос: «А вам не кажется, что сегмент свободы становится уже?»- И что же вы, чиновник от образования, отвечали на этот сложный вопрос?- Да, сегмент свободы становится все уже и уже, я понимала, что, когда он станет совсем маленьким, дышать будет трудно. И наступил такой момент, когда у меня возник образ: нужно взять соломинку, чтобы уцелеть под той толщей проблем, которые нахлынули и не дают двигаться. Время, когда была свобода, когда можно было дышать полной грудью, постепенно заканчивалось.- С чем же это было связано: с отсутствием денег, с увеличением различных регламентов, которые обременяли каждый шаг, еще с чем-то?- Трудно выделить что-то одно. Да, денег не хватало, но не в деньгах было дело. Мы лихо начинали в 90-е, но мы не захотели, идя по этому пути свободы, сразу корректировать те ошибки, которые делали. Нам казалось: то, что мы сделаем сейчас, навсегда. Никогда не забуду, как однажды вышла из кабинета в приемную и моя сотрудница Елена Михайловна Гребеннюкова мне сказала: «Нина Григорьевна, успокойтесь, мы уже все сделали, мы все учреждения вытолкнули на самостоятельный баланс, все волнения и тревоги позади!» Понимаете, даже моя сотрудница, с которой мы работали столько лет, не понимала, что как раз когда «вытолкнули» всех, тогда и начинается все, что должно начинаться, что появятся объемы той сложной работы, с которой мы доселе никогда не сталкивались.- Но вы все ей объяснили?- Объяснила, и не только ей. Собрала тогда в актовом всех своих сотрудников и сказала: «Ребята, у нас нет той финальной точки, когда мы сложим руки, скажем, что сделали все, что требовалось, и теперь можем отдыхать, почивая на лаврах!» Ведь действительно, если мы увидим эту финальную точку и подумаем, что действительно добрались до финала, на этом все развитие образования закончится. Мне кажется, что все то, что лихо начиналось в 90-е годы, нам открывало многие перспективы, появлялось так много нового (гимназии, лицеи, вариативное образование, частные учебные заведения, современная экономика), что в какой-то момент захотелось все это еще и подкорректировать, а изменения, как известно, бесконечны. – Однако всем в этот момент было не до этого? Помните, как тогда говорил Егор Гайдар: «Ввяжемся, а потом посмотрим, что с этим делать!»- Вот именно. Но тогда мы слишком решительно рванули с дистанции застоя, и остановиться, оглянуться, понять, куда движемся и зачем, было непросто. Мы все создавали свое, но уже тогда директора школ приходили и, сравнивая отдельные московские и федеральные документы, уверяли меня: «Нина Григорьевна, мы проигрываем как город, нам нужно внести коррективы в то, что делаем, иначе все регионы пойдут в одну сторону, а мы – в другую!»- А в какую такую сторону Москва могла уйти? В чем, собственно, было дело?- Дело было, собственно, в том, что мы не зафиксировали тогда то, что в столице уменьшается количество детей. В регионах и на федеральном уровне эту проблему увидели раньше, а в большом мегаполисе, чтобы осознать ее, нужно было приложить усилия. Мы этого не сделали, а уменьшение количества детей, приходящих в школы и детские садики, требовало совершенно другой работы по корректировке нашей деятельности. За двадцать лет мы потеряли 57 тысяч детей. Если посчитать, что в каждой школе учатся по 500 детей, то станет ясно: мы закрыли 14 школ только в нашем Южном округе. А это немало! Но это не могло не наложить отпечаток на все, что происходило в столичной системе образования, а у нас по-прежнему действовало положение, что гимназии, лицеи, школы с углубленным изучением предметов набирают детей по конкурсу. Мы развели или, как говорила моя бабушка, «разжидили» ситуацию с контингентом: стали бороться за каждого ученика, и не важно, какого качества, лишь бы пришел, лишь бы принес с собой бюджетные деньги, так как ввели нормативное финансирование. Вот тогда начался процесс, когда серыми становились гимназии, лицеи. Образно говоря, на каком-то этапе нас увлекла программа «Зритель», мы стали больше наблюдать, ждать, когда нам прикажут и покажут, мы перестали проявлять былую инициативу. Все это вместе и привело к тому, что нам потребовалась некая соломинка, чтобы дышать под грудой навалившихся проблем.- Мне кажется, у вас такой характер, что смириться с этим вы не могли.- Не могла. На прошлогоднем августовском окружном педсовете я в своем докладе так откровенно и сказала: «Дорогие коллеги, я уверена, что программа «Зритель» у нас в городе закончена, по крайней мере при мне в округе ее точно не будет, а если она появится, то я туда уже не вернусь!»- Отчасти люди становились зрителями, потому что, скажем, эксперименты Южного округа в столице не очень и поддерживали.- Думаю, все дело в том, что линия руководства города была другой, чем, скажем, ныне. Нам помогали материально, нам регулярно повышали зарплату, и она была самой большой зарплатой в России; нам давали оборудование, бесплатно кормили детей завтраками-обедами, поили бесплатным молоком и водой, обеспечивали бесплатную охрану. Нас не призывали участвовать в том, чтобы хотя бы немного зарабатывать на свое содержание. Родители наших учеников все время слышали только о том, что все в образовании бесплатно, а когда мы говорили, что немного не хватает денег на хозяйствование и просили их о поддержке, искренне возмущались. Сегодня нам всем сказали откровенно, что у Москвы есть долги, но и в предыдущие годы, не зная этого, мы в Южном округе пытались себя содержать,  хотя бы отчасти, но самостоятельно, мы держались и будем держаться дальше, считая, что это важная государственная задача, которую должны решать. – То есть все те изменения, которые происходят нынче в столичной системе образования, связанные с введением НСОТ, для вас процесс необходимый, вы его приветствуете, и поэтому Южный округ вступает в эксперимент? А какие итоги происходящего вас устраивают более всего?- Меня такой разворот действительно устраивает, но, мне кажется, слишком мало прошло времени, чтобы дать какую-то оценку или подводить какие-то итоги относительно того, как мы разворачиваемся или куда мы в результате развернемся. Пока для меня главное, что мы действуем. Понимаете, когда ты делаешь какие-то шаги в экономической сфере, когда за годы накопил опыт, хочется, чтобы наконец появилась возможность двигаться дальше, и сегодня у нас есть надежда на это продвижение вперед. Идет разговор о введении новой системы оплаты труда, возникла надежда, что школы получат необходимую экономическую самостоятельность, что государственно-общественное управление станет реальной силой для развития системы образования. У меня очень много надежд, и я жду общегородского педсовета, на котором мы будем говорить о программе развития столичной системы образования вместе с Сергеем Собяниным.- Я встречалась в вашем округе с руководителями тех учреждений, которые намерены изменить правовой статус и стать автономными. По спирали или не по спирали все идет, но они тоже нынче говорят о том, что прежде всего хотят свободы. Однако все мы понимаем, сегодня это сладкое слово «свобода» окрашено в экономические цвета. В экономическом плане город делает ставку, как всегда, на ваш округ, в вашем округе начнется эксперимент по НСОТ. А что произойдет: вы будете использовать тот опыт, что наработан за двадцать лет, или станете первопроходцами, предлагая что-то абсолютно новое?- Вы знаете, я часто задаю себе этот вопрос и много других. В результате раздумий я прихожу к неким выводам. Перед началом каждого дела я всегда честно говорю: вот тут я ничего сделать не смогу, а вот тут буду полезна. Так и в этом эксперименте. В Москве десять округов и десять начальников окружных управлений образования, все люди творческие, опытные, устремленные на опробование и внедрение нового, каждый из нас идеологию, провозглашенную Департаментом образования, по-честному будет реализовывать. Если мы эту идеологию принимаем, мы будем пахать по максимуму, в соответствии со своими возможностями каждый в своем округе. А мы ее принимаем, так как она продолжает ту линию, которая когда-то в 90-е дала нам возможность дышать свободно. Мы ту линию формировали сами, нам ее никто не навязывал, так как же сегодня мы можем от этого отказываться?- Нина Григорьевна, уточните, кто и какую линию тогда формировал?- Мы тогда работали бок о бок с Евгением Сабуровым, Александром Асмоловым, Ларисой Курнешовой, Сабировым, Собкиным, с теми людьми, которые создавали новую модель российского образования. Тогда мне посчастливилось, что Любовь Петровна Кезина поверила в меня и командировала в группу, разрабатывавшую первый закон РФ «Об образовании». Сейчас могу сказать, что буду ей благодарна всю жизнь, ведь я тогда сразу выросла за те дни, когда мы писали этот закон, споря ночи напролет. Ну и как же теперь я не буду исполнять то, что сама и создавала? Не хочу говорить о том, как менялся с годами закон, как менялась позиция тех, кто изначально его создавал, но основа-то есть, и она остается такой, какой мы ее задумывали. Могу сказать, что тогда очень прониклась тем самым первым законом, в котором было многое: самостоятельное ведение бухгалтерского учета, оформление статуса учебного заведения как юридического лица, оказание платных услуг. Я все это и сделала краеугольным камнем, фундаментом в своей деятельности в округе. Когда я почувствовала, что на этом фундаменте кирпичик к кирпичику растет домик, не могла не радоваться. Кому-то покажется, что все дело в экономике, но дело в содержании. У нас экономика выступает лесенкой к качественному содержанию обучения. Кому-то кажется, что все время речь идет о финансовом приоритете в нашей деятельности, но на самом деле экономика – та лесенка, которая помогает выходить на качественно новое содержание. Когда стали в ОУ появляться первые деньги, когда директора и коллективы почувствовали, что они могут быть не нищими, ожидающими исключительно бюджетной помощи, а самостоятельными хозяевами, изменилось многое. Чего стоили дискуссии о том, во что можно вкладывать заработанные деньги! Тут ведь далеко не приоритетными направлениями были коммуникации, трубы, окна, приоритетной была поддержка учителя! А потом наступил период, когда сэкономленными на ресурсах деньгами можно было существенно поддержать педагогов, и это было счастье. Я никогда не забуду, когда в трудные времена в актовом зале «Известий» собирались наши пенсионеры, некоторые передвигались на костылях, мы им вручали конверты с деньгами, гордясь, что можем это сделать, а они плакали не только от того, что радовались помощи, но и от того, что им могут помочь коллеги. Все эти довольно новые для нас шаги сцементировали некую основу, и с тех пор, какие бы колебания ни происходили, мы линию на модернизацию держали. За двадцать прошедших лет, конечно, наш закон изменился, но в основе своей в нем все осталось. И если сейчас посмотреть на новый вариант закона, то можно убедиться: принципиально ничего не поменялось, мы все же двадцать лет назад все правильно выбрали.- Сейчас вы начнете эксперимент по НСОТ, то, что разработаете и предложите, будет дальше использовать вся Москва. Согласитесь, одно дело экспериментировать в своем родном округе, другое дело – предлагать всей Москве жить по разработанной вами модели. Вы чувствуете свою ответственность?- Безусловно, чувствую. Я, может быть, именно сейчас испытываю самое большое волнение, чем когда-либо. Знаете, почему? Мне кажется, что сегодня есть немалое напряжение в учительских коллективах: все ждут, откуда и что начнется, откуда изменения пойдут и какие. Умные люди, конечно, прекрасно понимают, что с нуля ничего не пойдет, мы ведь пробуем создавать новое на основе того, что было наработано раньше, изучая опыт коллег в разных регионах, с которыми нас связывают договора о сотрудничестве. В эксперименте будут участвовать 45 школ нашего округа плюс от каждого округа еще по одной-две школы. У нас есть предложения, наработанные во время семинара, прошедшего в «Поведниках», у Департамента тоже есть предложения, мы очень тесно работаем с заместителями руководителя Департамента Ириной Фаевской и Натальей Шерри, нас поддерживают заместитель мэра в Правительстве Москвы Ольга Голодец и министр образования Москвы Исаак Калина. Могу сказать, что все вместе мы команда, у которой все должно получиться. – Скажите, а управленцы и педагоги округа не возражают против того, что им предлагают снова трудную работу, эксперименты, опробования чего-то совсем нового?- Знаете, недавно у нас было совещание директоров, и они мне сказали: «Ну когда же мы снова начнем продвигаться? Мы теряем фишку! Если в ближайшее время не будут предприняты какие-то новые шаги, нам станет совсем скучно!» Так что продвижение вперед отвечает нашим общим интересам.Информация к сведению10 декабря 2010 года решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений утверждены Единые рекомендации по установлению систем оплаты труда для обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы.В этом документе записано, что:     Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендуется:- завершить к 2012 году введение новых систем оплаты труда работников подведомственных учреждений;- формировать фонд оплаты труда работников учреждений на календарный год, исходя из объема лимитов бюджетных обязательств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, субсидий из соответствующих бюджетов, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и средств, поступающих от приносящей доход деятельности.    Заработная плата работников учреждений (без учета премий и иных стимулирующих выплат) при введении новых систем оплаты труда и их изменении должна быть не меньше заработной платы (без учета премий и иных стимулирующих выплат), выплачиваемой работникам до их введения и изменения, при условии сохранения объема должностных (трудовых) обязанностей работников и выполнения ими работ той же квалификации.    Бюджетные ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете, бюджетах субъектов Российской Федерации и местных бюджетах на 2011 год на увеличение фондов оплаты труда работников учреждений, рекомендуется направлять преимущественно на увеличение размеров тарифных ставок, окладов (должностных окладов), ставок заработной платы работников государственных и муниципальных учреждений в пределах указанных ассигнований.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте