Народной артистке России исполнилось 80 лет. Из них почти 60 лет Светлана Владимировна Немоляева служит в Театре им. Маяковского. За эти годы на прославленной сцене ею сыграно немало выдающихся ролей, но и сегодня, в свой юбилей, народная артистка по-прежнему находится в отличной профессиональной форме. Сейчас в ее репертуаре шесть спектаклей, причем один из них – «Бешеные деньги» Александра Островского – премьерный! Увидеть любимую актрису можно не только в классических постановках: диапазон ее мастерства позволяет режиссерам задействовать исполнительницу и в современной драматургии.
Так, нынешний худрук Маяковки Миндаугас Карбаускис подобрал для одной из ярчайших звезд своего театра роль хоть и небольшую, но запоминающуюся: в спектакле «Кант» по пьесе Марюса Ивашкявичуса артистка предстает в неожиданном образе лютеранской монахини.
Юмор рассыпан в ироничной ансамблевой постановке, как драгоценная мозаика. Героиня Светланы Немоляевой – умудренная годами и опытом высоконравственная милосердная сестра-пиетистка. В уморительно абсурдном эпизоде с петухом, мешающим философу Канту (Михаил Филиппов) кукареканьем «не по системе», она вместе с младшей товаркой Фридерикой-Ребеккой (Вера Панфилова) в буквальном смысле грудью встает на защиту собственности, не давая изловить упрямую птицу.
Строгой лютеранке не чуждо и мирское: словно возвращаясь в мечтах в свою молодость, неожиданно снимает головной убор Анна-Регина, рассыпая по плечам светлые кудряшки и становясь похожей на свою юную подругу. В этой мизансцене актриса демонстрирует умение органично перейти от комизма к лирике, тонко, меланхолично и нежно воплощая найденное режиссером решение. Коротенький эпизод становится украшением спектакля благодаря соединению таланта его создателей и исполнительницы.
Руководитель Театра ценит дарование народной артистки, позволяющее ей держать внимание зрителя, раскрывать идейные глубины пьесы. Классические роли великолепно удаются Немоляевой, а безошибочное чутье и доверие к режиссеру создают образы удивительно современные и точные. «Таланты и поклонники» Александра Островского, прочитанные Миндаугасом Карбаускисом без лишнего трепета, только выигрывают от такого осмысления.
Тем более, что постановщик тщательно следует сюжетной канве, не отступая даже в мелочах от описаний персонажей. Вот разве что матерью главной героини Домной Пантелеевной, «вдовой лет за 40», оказывается несколько более возрастная Светлана Немоляева. На разницу в характеристиках актриса отвечает иронической усмешкой и легким пожатием плеч. А в остальном это действительно «очень простая женщина» – суетливая, практичная, земная. Ей нет дела до таланта, если он не приносит дохода, как безразличны цветы, за которые даром деньги плачены. Она по-женски мечтает вести хозяйство, но еще больше желает выдать дочку замуж. Хорошо бы за богатого, но на первый план выходит все-таки забота о чувствах Саши (Полина Лазарева). Что, впрочем, не мешает ей цинично обсуждать перспективы, даруемые сближением Александры Николаевны с поклонниками.
Умение быть разной в рамках одной роли, переходить от драмы к комедии, а затем к фарсу и даже гротеску отличает творческую манеру актрисы. Уже 15 лет блистает Светлана Владимировна в искрометной постановке Сергея Арцибашева «Женитьба», недаром отнесенной создателями к жанру «совершенно невероятного события». В пьесе Гоголя народная артистка предстает в роли свахи, веско определяя жизненную позицию героини – и наверняка свое профессиональное кредо! – емкой репликой: «Устарела я, отец мой, врать». На протяжении большого отрезка времени Немоляева поет, танцует, хулиганит, показывая язык то Игорю Костолевскому в роли Подколесина, то Кочкареву-Филиппову. С последним у актрисы складывается отличный дуэт, в котором партнеры поддерживают друг друга и усиливают комическое начало.
Она может быть не только удивительно смешной, но и трогательно лирической, какой выглядит ее Фекла Ивановна в мизансцене скандала с женихами. Артистка создает персонаж в истинно гоголевском духе, и представить себе «Женитьбу» без нее совершенно невозможно.
Еще один спектакль-долгожитель, в котором актриса играет сразу две роли, – монументальные «Мертвые души» опять-таки Николая Васильевича в тандеме с Сергеем Арцибашевым. Бывший худрук Маяковки любил подчеркивать сильные стороны дарования Немоляевой: ее умение работать с классическим наследием, быть острохарактерной, веселить публику, не развлекая и не опускаясь до антрепризы. В спектакле находится место и юмору, и лирике, и сатирическому смеху, и даже пафосу. Играя Коробочку, исполнительница создает образ хрестоматийный, узнаваемый, одновременно придавая героине злободневный прагматизм. В роли Просто приятной дамы на пару с Галиной Анисимовой Светлана Владимировна демонстрирует богатый арсенал приемов, которые нельзя назвать штампами, до того они хороши. То, что новый руководитель театра Миндаугас Карбаускис не снял постановку с репертуара, характеризует ее качество лучше всего.
Но новые времена требуют новых прочтений и исполнителей. Когда-то в спектакле «Плоды просвещения» по пьесе Льва Толстого Немоляева играла Анну Павловну Звездинцеву, теперь же народная артистка довольствуется скромной ролью кухарки. Она решает свою героиню в народном духе, органично подключаясь к яркому ансамблю мужиков из Курска. Грубоватые словечки звучат естественно в устах интеллигентной Светланы Владимировны, а свобода сценического существования убеждает в подлинности героини.
Однако ярче всего раскрывается актриса в драматургии Александра Островского. 7 апреля на Большой сцене Театра состоялась премьера одной из лучших пьес автора «Бешеные деньги», поставленная молодым режиссером Анатолием Шульевым. Играя традиционную для себя матушку, хлопочущую о счастье дочери (Полина Лазарева), Немоляева предстает угодливой, льстивой и комичной дамой, совершенно теряющейся, если что-то идет вопреки ее желаниям. Сценический дуэт с красавицей-внучкой становится центром спектакля, к которому стянуты все сюжетные нити. В свой юбилей народная артистка в очередной раз доказывает заслуженность профессионального успеха и зрительской любви, вновь создавая убедительный сочный образ. Светлана Владимировна по-прежнему предана и своему Театру, и призванию: благодаря ему она все так же хороша в блистательном репертуаре Маяковки.
Фото с сайта Театра им. Маяковского
Комментарии