search
main
Топ 10
ЕГЭ досрочно: стало известно, сколько человек будут сдавать экзамен этой весной Возвращение к традициям отечественного высшего образования поддержали в Правительстве России В России появятся учебно-педагогические округа: непрерывное педагогическое образование в них обеспечат педвузы Рособрнадзор предложил проверять школы на добросовестность Ученые узнали, как работает мозг школьников и взрослых людей при чтении текстов на русском языке Госнаграды и сертификаты на полмиллиона рублей вручили костромским учителям Педагогические династии чествовали в Мордовии на открытии Года педагога и наставника Чем отличается детская школа искусств, которую Владимир Путин открыл в Херсонесе В Минпросвещения ответили на предложение отменить ЕГЭ Утвержден состав оргкомитета Всероссийского конкурса «Первый учитель» Эксперты рассказали, может ли учитель поставить двойку за опоздание на урок Рособрнадзору поручен анализ бюрократической нагрузки на педагогов Президент РФ высказался по вопросу отмены ЕГЭ Срываемся на детях: чем опасен родительский крик Липецким школьникам преподают «Окружающий мир» на нестандартных занятиях Авторами лучших посланий учителю стали чиновник, методист, директор школы и писательница В Минобороны выбрали всеармейского «Педагога года» «В помощь учителю»: 27 марта в РАО расскажут, как отношение родителей влияет на учебные успехи школьников Школьников приглашают в Эрмитаж рассказать о своей Родине в рамках конкурса проекта «Я живу в России» Сердце отдают детям: в Москве назвали имена лучших педагогов дополнительного образования
0

И это все о ней. Светлана Немоляева отметила юбилей за работой

Народной артистке России исполнилось 80 лет. Из них почти 60 лет Светлана Владимировна Немоляева служит в Театре им. Маяковского. За эти годы на прославленной сцене ею сыграно немало выдающихся ролей, но и сегодня, в свой юбилей, народная артистка по-прежнему находится в отличной профессиональной форме. Сейчас в ее репертуаре шесть спектаклей, причем один из них – «Бешеные деньги» Александра Островского – премьерный! Увидеть любимую актрису можно не только в классических постановках: диапазон ее мастерства позволяет режиссерам задействовать исполнительницу и в современной драматургии.

Так, нынешний худрук Маяковки Миндаугас Карбаускис подобрал для одной из ярчайших звезд своего театра роль хоть и небольшую, но запоминающуюся: в спектакле «Кант» по пьесе Марюса Ивашкявичуса артистка предстает в неожиданном образе лютеранской монахини.

Юмор рассыпан в ироничной ансамблевой постановке, как драгоценная мозаика. Героиня Светланы Немоляевой – умудренная годами и опытом высоконравственная милосердная сестра-пиетистка. В уморительно абсурдном эпизоде с петухом, мешающим философу Канту (Михаил Филиппов) кукареканьем «не по системе», она вместе с младшей товаркой  Фридерикой-Ребеккой (Вера Панфилова) в буквальном смысле грудью встает на защиту собственности, не давая изловить упрямую птицу.

Строгой лютеранке не чуждо и мирское: словно возвращаясь в мечтах в свою молодость, неожиданно снимает головной убор Анна-Регина, рассыпая по плечам светлые кудряшки и становясь похожей на свою юную подругу. В этой мизансцене актриса демонстрирует умение органично перейти от комизма к лирике, тонко, меланхолично и нежно воплощая найденное режиссером решение. Коротенький эпизод становится украшением спектакля благодаря соединению таланта его создателей и исполнительницы.

Руководитель Театра ценит дарование народной артистки, позволяющее ей держать внимание зрителя, раскрывать идейные глубины пьесы. Классические роли великолепно удаются Немоляевой, а безошибочное чутье и доверие к режиссеру создают образы удивительно современные и точные. «Таланты и поклонники» Александра Островского, прочитанные Миндаугасом Карбаускисом без лишнего трепета, только выигрывают от такого осмысления.

Тем более, что постановщик тщательно следует сюжетной канве, не отступая даже в мелочах от описаний персонажей. Вот разве что матерью главной героини Домной Пантелеевной, «вдовой лет за 40», оказывается несколько более возрастная Светлана Немоляева. На разницу в характеристиках актриса отвечает иронической усмешкой и легким пожатием плеч. А в остальном это действительно «очень простая женщина» – суетливая, практичная, земная. Ей нет дела до таланта, если он не приносит дохода, как безразличны цветы, за которые даром деньги плачены. Она по-женски мечтает вести хозяйство, но еще больше желает выдать дочку замуж. Хорошо бы за богатого, но на первый план выходит все-таки забота о чувствах Саши (Полина Лазарева). Что, впрочем, не мешает ей цинично обсуждать перспективы, даруемые сближением Александры Николаевны с поклонниками.

Умение быть разной в рамках одной роли, переходить от драмы к комедии, а затем к фарсу и даже гротеску отличает творческую манеру актрисы. Уже 15 лет блистает Светлана Владимировна в искрометной постановке Сергея Арцибашева «Женитьба», недаром отнесенной создателями к жанру «совершенно невероятного события». В пьесе Гоголя народная артистка предстает в роли свахи, веско определяя жизненную позицию героини – и наверняка свое профессиональное кредо! – емкой репликой: «Устарела я, отец мой, врать». На протяжении большого отрезка времени Немоляева поет, танцует, хулиганит, показывая язык то Игорю Костолевскому в роли Подколесина, то Кочкареву-Филиппову. С последним у актрисы складывается отличный дуэт, в котором партнеры поддерживают друг друга и усиливают комическое начало.

Она может быть не только удивительно смешной, но и трогательно лирической, какой выглядит ее Фекла Ивановна в мизансцене скандала с женихами. Артистка создает персонаж в истинно гоголевском духе, и представить себе «Женитьбу» без нее совершенно невозможно.

Еще один спектакль-долгожитель, в котором актриса играет сразу две роли, – монументальные «Мертвые души» опять-таки Николая Васильевича в тандеме с Сергеем Арцибашевым. Бывший худрук Маяковки любил подчеркивать сильные стороны дарования Немоляевой: ее умение работать с классическим наследием, быть острохарактерной, веселить публику, не развлекая и не опускаясь до антрепризы. В спектакле находится место и юмору, и лирике, и сатирическому смеху, и даже пафосу. Играя Коробочку, исполнительница создает образ хрестоматийный, узнаваемый, одновременно придавая героине злободневный прагматизм. В роли Просто приятной дамы на пару с Галиной Анисимовой Светлана Владимировна демонстрирует богатый арсенал приемов, которые нельзя назвать штампами, до того они хороши. То, что новый руководитель театра Миндаугас Карбаускис не снял постановку с репертуара, характеризует ее качество лучше всего.

Но новые времена требуют новых прочтений и исполнителей. Когда-то в спектакле «Плоды просвещения» по пьесе Льва Толстого Немоляева играла Анну Павловну Звездинцеву, теперь же народная артистка довольствуется скромной ролью кухарки. Она решает свою героиню в народном духе, органично подключаясь к яркому ансамблю мужиков из Курска. Грубоватые словечки звучат естественно в устах интеллигентной Светланы Владимировны, а свобода сценического существования убеждает в подлинности героини.

Однако ярче всего раскрывается актриса в драматургии Александра Островского. 7 апреля на Большой сцене Театра состоялась премьера одной из лучших пьес автора «Бешеные деньги», поставленная молодым режиссером Анатолием Шульевым. Играя традиционную для себя матушку, хлопочущую о счастье дочери (Полина Лазарева), Немоляева предстает угодливой, льстивой и комичной дамой, совершенно теряющейся, если что-то идет вопреки ее желаниям. Сценический дуэт с красавицей-внучкой становится центром спектакля, к которому стянуты все сюжетные нити. В свой юбилей народная артистка в очередной раз доказывает заслуженность профессионального успеха и зрительской любви, вновь создавая убедительный сочный образ. Светлана Владимировна по-прежнему предана и своему Театру, и призванию: благодаря ему она все так же хороша в блистательном репертуаре Маяковки.

Фото с сайта Театра им. Маяковского

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте