search
Топ 10

И душа с душою говорит

Обреченные болезнью на безмолвие, никогда не игравшие с другими детьми, записанные в “необучаемые”, они начинают играть на кантеле, ставить спектакли, танцевать вальс и маккарену.

Наверное, скептик поморщится от громких определений, которые адресованы этим детям, – “артист”, “музыкант”. Ежели понимать под искусством один лишь абстрактный профессионализм, сомнения понятны. А если пробуждение души, вчера еще пребывавшей в хаосе, не понятой даже самыми близкими людьми? Среди тех, кто при медико-психолого-логопедическом кабинете петрозаводской детской поликлиники N 2 пытается лечить искусством тяжелобольных детей, – известный музыкант, заслуженный артист Карелии Сергей Стангрит. Три года назад, когда все только начиналось, я спросила его:
– Почему вы, музыкант высокого класса, пришли сюда?
Он удивился самой постановке вопроса:
– Именно профессионалы высокого класса здесь и нужны! Ведь ставится не только утилитарная задача – чуть-чуть научить играть и петь нездоровых детей, а более трудная – общение душ. Я не только отдаю, но и сам многое получаю от них.

…Его программа называется “Живая музыка”. В основу легли народная музыка, импровизация, свободное творчество – идеи Карла Орфа и Владимира Емельянова. “Живая музыка” стала частью общего коррекционного плана реабилитации и социальной адаптации больных детей, над которым уже пять лет работает петрозаводская детская поликлиника N2 по инициативе главного врача Олега Юнилайнена. Уже подводятся первые итоги.
Выяснено, что “музыка стимулирует физиологические процессы – как в двигательной, так и в вегетативной сферах…Не меньшей силой воздействия обладает музыкальная интонация. Данные электроэнцефалографического обследования показывают положительное влияние коррекционных музыкальных занятий на созревание коры головного мозга: появляется альфа-ритм, исчезают медленные волны, уменьшается пароксизмальная активность. У всех детей, регулярно посещающих занятия, повысилась психическая активность, внимание стало более устойчивым, улучшилось слухоречевое координирование, развивается воображение. У 50 процентов детей заметно повысилась интеллектуальная активность. Все ребята осваивают игру на ударных и шумовых инструментах, кантеле”.
Надежды Олега Юнилайнена на профессионалов от искусства себя оправдали. Бальными танцами с ребятами по его предложению начала заниматься балетмейстер Ольга Запорожец. Опыт накапливался по крупицам, первые занятия носили познавательный характер – надо было изучить двигательные возможности ребят, подобрать комплекс танцевальных элементов с учетом особенностей каждого.
В первой группе были дети в основном с двигательными нарушениями. Врач-невропатолог Марина Яковенко подбирала пары с учетом заболевания, чтобы они компенсировали друг друга. До начала занятий сняли у каждого энцефалограмму. Повторная, спустя несколько месяцев занятий танцами, показала неожиданное: оказалось, уменьшился судорожный синдром! Принято считать, что при двигательной нагрузке он возрастает. А какими параметрами оценить ту радость, которую чувствуют ребята?
– Положительные эмоции – великая вещь, – уверена Ольга Запорожец. – Они освобождают скрытую творческую энергию.
Трудно поверить, но это факт: в первой же группе дети освоили быстрый и медленный вальс, битовый танец, маккарену, падеграс, самбу, фокстрот, слип, сиртаки.
Идея использовать средства арттерапии для помощи больным детям возникла у Светланы Начиновой, режиссера по образованию. Она создала театр “Росток”, в который вошли одиннадцать детей от 7 до 12 лет с тяжелыми диагнозами и три здоровых ребенка. Взрослые стремились тем самым показать, что между больными и здоровыми детьми больше сходства, чем различий, научить чувствовать себя равным среди равных.
Игры, обучение мимике для передачи различных эмоциональных состояний, этюды и упражнения, тренирующие память, внимание и воображение, импровизированное сочинение сказок и их инсценировка – все это помогало познать свои возможности, стать общительным, научиться слышать другого. Постепенно перешли к более сложным задачам – взялись за спектакли. Недавно театральная студия “Росток” стала лауреатом конкурса детских театров в Новгороде, оправдав один из своих принципов “У меня все получится!”

Наталья Мешкова
Петрозаводск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте