search
main
0

И чужой класс может стать своим

Математика не так проста, как это может показаться на первый взгляд. И не так сложна, как думают многие гуманитарии.

На городском этапе конкурса Анна Мехед давала урок в 10-м классе и посвятила его производной. Урок на конкурсе педагоги дают в чужом классе и в чужой школе. С одной стороны, подумаешь, что стоит опытному педагогу дать урок в любом классе. С другой – именно то, что класс чужой и никогда этого учителя в глаза не видел, не знает манеры его работы, требований и так далее. Бог с ними, с требованиями – их на конкурсном уроке мало кто предъявляет в том объеме и на том уровне, на котором привык предъявлять. Но важно сразу найти общий язык с классом, добиться даже не учебного, человеческого понимания, потому что, если этого не будет, учитель не сможет показать свою работу, даже если он ас. А если класс отвергнет педагога, успеха на конкурсе ему не видать никогда. Есть и еще одна сложность: конкурсный урок должен вписываться в тот учебный план, который есть в данной школе. Иными словами, учитель должен дать урок на ту тему, которая запланирована именно в этот день и на этот час. Вот тут и снова возникает масса сложностей для самого конкурсанта и для детей, сидящих в классе. Ведь каждый учитель работает сегодня по своей программе и по учебникам, которые выбирает для себя. А раз так, то программа и учебник могут не совпасть с теми, по которым работает обычный учитель в этом классе. То есть учителю-конкурсанту приходится играть, образно говоря, на чужой скрипке и в чужом оркестре, но при этом по-своему трактовать предложенное произведение. Анна Григорьевна сполна хлебнула всех этих сложностей на конкурсном уроке. Например, есть программа, по которой в десятом классе проходят логарифмические показатели, а есть вторая, по которой сначала проходят производные, а потом уже дифференциальное исчисление и все остальное, и нужно было выбрать сценарий урока. Кстати, Мехед сначала нужно было выбрать сам урок – алгебру или геометрию. Выбор пал на алгебру, и в какой-то степени он предопределил успех Анны Григорьевны на конкурсе. Дело в том, что в ее конкурсной группе были собраны одни математики, и каждый из них тоже был волен выбирать предмет. Так вот если бы Мехед выбрала геометрию, то концептуально ее урок мог совпасть с уроком коллеги, а для жюри такие повторы не очень желательны, у жюри тогда не только глаз замыливается, но и пропадает чувство новизны. Так что свой выбор Анна Мехед сделала, как оказалось, правильно.

На конкурсном уроке Анна Григорьевна должна была познакомить детей с понятием «производная», дидактически развить мыслительные, коммуникативные и исследовательские навыки. Отбор содержания она сделала, опираясь на учебник Колмогорова. По ее словам, на уроке была поставлена задача формирования познавательного интереса и отработка элементов метода научного познания. Как глобальная задача было определено следующее: показать логичность математики, ее красоту, актуальность предмета. Урок носил проблемный характер, потому что класс, в котором давала урок Анна Григорьевна, ориентирован на поступление в МФТИ, и для ребят то, что она изучала с ними, должно было обязательно пригодиться.

Сильный класс – это хорошо, поскольку очень часто бывает, что неудача конкурсанта связана со слабым классом, который, что называется, не смог дотянуться до уровня, предложенного учителем, а учитель-конкурсант хотел продемонстрировать жюри именно свой высокий уровень. К чести Мехед, она все это очень хорошо понимала изначально, поэтому ей и удалось пройти по этой извилистой, сложной и даже опасной конкурсной дороге. Она должна была учитывать, что класс работает по учебнику Никольского, и не пережать их своей ориентацией на учебник Колмогорова. Например, специально вводила понятие производной через тангенс угла наклона касательной, поскольку именно так трактует это учебник Никольского. В одном она осталась верна – шла с учениками по определению понятия пошагово, поскольку убеждена: в математике все нужно изучать на примерах.

На конкурсе жюри постоянно возвращается к той или иной теме. Вот и Мехед на презентации урока снова спросили, что в ее учительской лаборатории можно отнести к главным идеям, хотя накануне она уже и отвечала, если не на такой вопрос, то уж точно на похожий.

«Для меня мой предмет настолько интересен, – сказала она, – что я хочу, чтобы и все дети понимали, как математика проста, интересна и даже увлекательна. Каждый год ко мне приходят совершенно другие дети, и мне приходится вместе с ними открывать все заново, постоянно учиться». Чему? – тут же спросило жюри. «На самом деле меня всегда поражает та скорость, с которой дети ориентируются в этом мире. Именно скорость. Они успевают за временем, которое все убыстряется, а мне иногда приходится тянуться за ними к научно-техническому прогрессу. При этом дети для меня часто становятся консультантами. Например, были дискеты, – они принесли в класс диски. Были диски – они принесли флешки. Я узнаю многое от детей, и мне это интересно. Приходит ребенок и говорит, что в своем компьютере совсем другую память поставил, а другой рассказывает, как ему интересно заниматься рисованием в пространстве. Мои ученики живут в этом ускоряющемся и развивающемся мире, я привыкла жить в другом, но приходится тоже убыстряться, если я не хочу отстать от детей, если я хочу готовить их к жизни в новом мире, я, конечно, должна знать, какой он, этот новый мир».

Урок математики Анна Григорьевна дала замечательный. Жюри его оценило высокими баллами. Таким был один из первых ее шагов к победе за титул «Учитель года Москвы-2007».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте