Парламентские слушания на тему «Нормативное правовое обеспечение модернизации системы педагогического образования» провел 13 апреля Комитет по образованию Государственной Думы РФ. Мероприятие прошло в режиме видеотрансляции на законодательные собрания 81 региона страны. Помимо депутатов в нем приняли участие представители Минобрнауки России и региональных органов управления образованием, ректоры и проректоры педагогических вузов, лидеры отраслевого профсоюза, чиновники. В ходе слушаний власти говорили о необходимости новой порции коренных реформ. Представители же педагогической общественности просили хотя бы профинансировать элементарные вещи. Тут уж не до «золотых гор», на обещания которых власти не скупились никогда.
Открыл слушания председатель Комитета по образованию Госдумы Григорий Балыхин. Он сообщил, что в 2010 году подводятся итоги программы модернизации педагогического образования, утвержденной в 2003 году. Итоги эти неутешительны: единый государственный экзамен, изменение порядка лицензирования и аккредитации и другие новинки явно не принесли ожидаемого результата – ситуация в системе образования остается крайне тяжелой. Престиж учительской профессии продолжает падать: мало того что прием в педагогические вузы за последние пять лет снизился на треть, но и поступают туда не самые лучшие выпускники школ. Кроме того, неуклонно уменьшается число выпускников педвузов, работающих по специальности. «В то же время, – констатировал Григорий Балыхин, – новой школе нужен современный учитель, обладающий новым педагогическим мышлением, умеющий заинтересовать ученика самим процессом обучения…»
В качестве рецепта для решения проблемы предлагается новая порция реформ: преобразование педвузов в крупные базовые центры педагогического образования или филиалы классических университетов; изменение правового статуса бюджетных учреждений; многопрофильная подготовка учителей, особенно для маленьких сельских школ; привлечение в качестве учителей лиц, не имеющих педагогического образования… Хотя всем очевидно, что корень проблемы кроется не в системе педагогического образования, а в отсутствии адекватной оплаты за учительский труд. Об этом говорил заместитель председателя Комитета по образованию Госдумы Олег Смолин: «Для качественного школьного образования нужна социальная среда, сориентированная на трудовую справедливость. В России, как известно, колоссальное неравенство в доходах при очень низкой оплате высококвалифицированного труда педагогических работников. Двадцать с небольшим лет назад зарплата парламентария, депутата Верховного Совета и профессора была одинаковой – 500 рублей. Сейчас разница является семикратной…»
О необходимости улучшения материального положения учителей говорили и другие выступающие из разных регионов страны. Представители власти делились опытом, как им удается привлечь и удержать в школах молодых специалистов. Например, председатель Сахалинской областной Думы Владимир Ефремов поведал, что в соответствии с областным законом молодым учителям устанавливается оклад, соответствующий среднему размеру оклада при стаже работы 2-5 лет, а окончившим учебное заведение с отличием – соответствующий максимальному размеру оклада при стаже работы 2-5 лет. Начиная с этого года молодые специалисты, окончившие учреждение среднего профессионального образования, получают единовременное пособие в размере 150 тысяч рублей, выпускники вузов – 200 тысяч. Для молодых специалистов, приступающих к трудовой деятельности в сельской местности, размер пособия увеличивается до 187,5 тысячи и 250 тысяч рублей соответственно.
Размер единовременного пособия для молодых специалистов в Пскове, по сообщению председателя Комитета по социальным вопросам Псковской городской Думы Любови Николаевой, составляет 50 тысяч, а зарплата достигает 12 тысяч рублей. Услышав о том, какими нечеловеческими усилиями удалось на региональном уровне добиться таких, прямо скажем, скромных результатов, поневоле приходишь к мысли о необходимости незамедлительного восстановления единого образовательного пространства на территории России и значительных вливаний в образование из федерального бюджета… На деле же серьезными вливаниями и не пахнет. О сокращении бюджетных расходов как истинной и единственной цели новой волны модернизации образования сказал Олег Смолин. Но, пожалуй, наиболее точную оценку «тихим» последствиям «громкого» процесса модернизации дала ректор Ставропольского государственного педагогического института Людмила Редько: «Если трезво и честно оценить вводимый порядок финансирования бюджетных образовательных учреждений, то становится ясно, что в видимой перспективе создание таких оазисов образования, которые описаны в президентской инициативе «Наша новая школа», новым законодательством в принципе не планируется. Ведь даже не экономисту ясно, что ни массовая школа, ни детские сады, ни тем более другие учреждения образования, особенно в глубинке, не имеют реальной возможности изыскать иные стабильные источники поступления финансовых средств, кроме оказания услуг отдельным родителям. А бюджет перестает быть гарантированным. Проект «Наша новая школа» требует, чтобы система школьного управления стала понятна родителям и обществу, чтобы участие в работе школьных советов превратилось из обузы в настолько почетное и увлекательное занятие, что взрослые будут ходить в образовательные учреждения вместе с детьми, а школа станет местом семейного отдыха. При этом в новых бюджетных учреждениях штаты должны быть оптимизированы. На практике это уже привело к сокращению школьных психологов и педагогов дополнительного образования практически наполовину. На фоне активного процесса реструктуризации сети педагогических вузов вообще непонятно, на кого планируется возложить неподъемные задачи воспитания детей в процессе многочасовой внеаудиторной работы по организации свободного времени, летнего отдыха, подготовки к олимпиадам…»
К сожалению, воронежские участники «видеослушаний» из-за отсутствия технических возможностей были только зрителями. Вступить в дискуссию на уровне страны они не могли. Зато в малом зале областной Думы, куда транслировалась видеоконференция, дискуссия не умолкала на протяжении всего мероприятия, которое длилось 2,5 часа. Особенно горячо ректор Воронежского государственного педагогического университета Александр Потапов, советник при ректорате ВГПУ Вячеслав Подколзин, ректор Борисоглебского педагогического института Михаил Пащенко, проректор Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования Людмила Обухова и председатель обкома профсоюза Тамара Бирюкова поддержали Людмилу Редько. Не так давно избранный председателем Комитета по образованию и молодежной политике областной Думы ректор Воронежской государственной технологической академии Евгений Чертов внимательно выслушал аргументы, касающиеся необходимости создания в Воронеже Центра педагогического образования, и попросил собеседников не тянуть с подачей на его имя соответствующего письменного обоснования.
Комментарии