Век живи – век учись. Это выражение напрямую относится прежде всего к самим учителям. Особенно сегодня, когда понятие «инклюзивное образование» прочно вошло в школьный лексикон. Учить успешно всех детей независимо от разнообразия особых потребностей и индивидуальных возможностей под силу не каждому учителю. И проблем возникает немало. В этом красноречиво убеждают данные исследования, проведенного учеными Института проблем инклюзивного образования МГППУ.
«По большому счету инклюзия – это попытка изменить ситуацию, когда возникает проблема» – такое определение я услышала от Елены Самсоновой, кандидата психологических наук, руководителя Ресурсного центра по развитию инклюзивного образования, созданного в 2009 году при вышеназванном институте. Центр успешно работает с регионами, стал федеральной научно-методической площадкой по инклюзивному образованию. Проведенное исследование показало, что только половина опрошенных учителей готовы реализовать инклюзию в собственной практике. Ведь раньше дети не такие, как все, были изолированы от своих обычных сверстников. Взрослые, в том числе и педагоги, привыкли к такой ситуации, считали ее нормальной. Надо отметить, что сегодня коренным образом изменилась деятельность психолого-медико-педагогической комиссии. Раньше она решала один вопрос – может ли данный ребенок обучаться в обычной школе или его следует направить в другую (коррекционную, вспомогательную и т. д.). Сейчас специалисты оценивают состояние ребенка, рекомендуют ему специальные образовательные условия. С этой рекомендацией родители отправляются в образовательное учреждение: «Будьте добры, обеспечьте нам эти условия». Инклюзия подразумевает равный доступ детей к образованию. Появление в классе «особого» ученика подразумевает, что учитель хорошо осведомлен, как ему обучать своего подопечного, чем он отличается от других, в какой момент следует ему дать то или иное задание и сможет ли он справиться с ним. Отсюда вытекает необходимость адаптации учебной программы для этого конкретного ученика, разработка индивидуальных учебных планов, наконец. Теперь ответьте честно, радует ли учителя такая перспектива? – Одна из проблем в том, что учителя не привыкли работать в команде, – замечает Елена Валентиновна. – А одному учителю, который к тому же не привык ориентироваться на детей, учитывать их особенности, объективно не справиться с трудностями. Это значит, что кому-то придется пересмотреть свои взгляды и убеждения, преодолеть психологические барьеры. Только в командной работе педагогов, специалистов, взаимодействии с родителями возможно продвижение вперед. Вопрос о готовности наших учителей к реализации инклюзивной практики сегодня стоит как никогда остро. И одна из задач центра – повышение квалификации педагогов. Кстати, тем педагогам, которые усвоили в свое время дифференцированный подход к обучению, сделать шаг навстречу инклюзии проще всего. Как и тем, кто умеет в каждом ученике видеть неповторимую личность и ценить это. Труднее всего придется Марьваннам, которые привыкли, поставив клеймо на ученике о его неспособности к обучению, избавляться от такого. И раньше у них это хорошо получалось. Но на дворе иные времена. Появление в классном коллективе ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняет школьную среду. Обычные дети видят отличие их сверстника, как ему, к примеру, трудно дается передвижение, самые простые действия. Возникает эмоциональное сопереживание, дети видят различие и учатся проявлять сострадание и милосердие. Учитель при этом должен понимать свою роль в этом вопросе. Около половины опрошенных учителей согласились с тем, что инклюзивное образование нужно всем участникам образовательного процесса. Однако настораживает тот факт, что 33 процента опрошенных полагают, что оно нужно только детям с ограниченными возможностями и с особыми потребностями. Что это означает, нетрудно представить. Более половины учителей (а это 52%) убеждены, что на самом деле дети с ОВЗ должны учиться в коррекционных школах. И это при том, что большинство учителей поддерживают инклюзию, считают ее гуманной, морально-нравственной, она поможет людям стать более милосердными. Но пусть таких детей учат и воспитывают другие, а не я. Вот он, двойной стандарт, если не сказать жестче, в действии. Мы хотим казаться, а не быть… Над таким философским вопросом приходится задумываться, говоря об инклюзии. Педагогам трудно принять не таких, как все, детей. Недаром 45% из них признались, что основной барьер для инклюзии – те чувства, которые приходится преодолевать всем участникам процесса. А на втором месте (17%) – недостаточный профессионализм и гибкость педагогов. Практически многие из них (76%) опасаются, что дети с ОВЗ не усвоят того, что могли бы усвоить в условиях специального учреждения. – Такие опасения понятны, – говорит Елена Самсонова. – Коррекционные учреждения хорошо справлялись с этой работой. Естественно, что учителя общеобразовательных школ не могут конкурировать со специалистами. К примеру, большая проблема возникла с закрытием специальных коррекционных детских садов. Успешно готовили к школе своих питомцев специализированные детские сады, где были и группы с малой наполняемостью, и необходимые специалисты, и соответствующее оборудование. Те же самые логопедические сады сделали обычными, специалистов убрали, оборудование вынесли, группы увеличили. Что имеем? В первый класс поступают дети с «кашей во рту». Потому вопрос закрытия коррекционных учреждений нельзя решать одним махом. Как выяснилось в ходе опроса, учителя готовы работать с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, с теми, кто страдает сенсорными нарушениями. Дети со сложным поведением, с нарушениями интеллекта нежелательны в классе. Только 3% опрошенных готовы их обучать. Так что отношение учителей к инклюзии еще зависит от того, какие нарушения в развитии имеют дети. Обучать тех, у кого физическая инвалидность, педагоги согласны в большей степени, и в меньше степени тех, у кого нарушения поведения и интеллекта. Есть опасения, что «теремок», где дружно жили разные особи, рухнет от неразумных действий медведя. Оказывается, в хорошо знакомой всем нам сказке есть и про инклюзию. Сказка сказкой, но практически все педагоги (94%) считают, что инклюзивное образование должно приходить в образовательные организации постепенно. Необходимо изучить чужие ошибки, чтобы избежать собственных. Важно обеспечить ребенка поддержкой специалистов (дефектологов, логопедов, медиков), тщательно подготовить сотрудников, создать определенную материальную базу. Своей же первоочередной задачей большинство педагогов считают адаптацию учебного материала. Понимание постепенного внедрения инклюзивного образования связано с тем, что педагоги нуждаются в комплексной помощи со стороны специалистов. Они опасаются, что обучение детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы будет неэффективным. Это важноУ педагогов, которые разделяют принципы инклюзии, есть понимание необходимости изменять свою профессиональную деятельность в процессе организации совместного обучения детей с ОВЗ и детей возрастной нормы. При этом также важно:- создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ усилиями администрации и специалистов, учителей; – участие в работе с детьми с ОВЗ специалистов, их профессиональная помощь и поддержка учителям и родителям; – освоение педагогических технологий для работы с детьми с ОВЗ в общеобразовательном классе. Выводы Данные исследования показывают отсутствие у более чем половины педагогов как личностной, так и деятельностной готовности к реализации инклюзивной практики. Основные проблемы таковы:- недостаточная информационная готовность педагогов для работы с детьми с ОВЗ; – недостаточное знание нормативных документов, связанных с профессиональной деятельностью, в том числе документов, касающихся организации образования для детей с ОВЗ; – слабая представленность (только у половины учителей) ценностных ориентиров, соответствующих ценностям и принципам инклюзии; – восприятие идеи инклюзивного образования половиной респондентов гуманной и морально-нравственной, но только в случае ее реализации другими людьми или организациями.
Комментарии