«Под покровом ночи» Тома Форда уже отмечен «Золотым львом» – особым призом Венецианского кинофестиваля этого года. В основе картины, только что вышедшей на российские киноэкраны, – роман Остина Райта «Тони и Сьюзен», который в 90-е годы стал настоящим бестселлером (правда, не в нашей стране). Удивительно, что за этот «лакомый» литературный материал взялся не кто-нибудь, а именно Том Форд – всемирно известный дизайнер.
Однако для кутюрье это вовсе не дебют – семь лет назад Форд обратил на себя внимание незаурядной картиной «Одинокий мужчина». И вот новый опыт. Очевидно, что кино для модельера уже не хобби, а нечто более глубокое. Ясно, что он пока нащупывает свой стиль и жанр, ищет «место под солнцем», снимая невероятно личное кино о своих страхах и комплексах, персонализируя их в героях, в первую очередь, Эдварде (Джейк Джилленхол) и Сьюзен (Эми Адамс).Когда-то они были мужем и женой, но расстались из-за того, что Эдвард, начинающий писатель, не смог обеспечить Сьюзен достойный уровень жизни. Она не верила ни в него, ни в его талант и стала копией своей великосветской матери. И вот спустя годы процветающая галеристка получает по почте рукопись романа. Начинает читать и уже не может оторваться от бумаги. А мы – от экрана. Потому что фантазия Эдварда сотворила реальность, которая тесно сплетется с действительностью и объяснит героине многое в ее прошлой жизни. Там будут погони на ночном шоссе, агрессия, насилие, драки, стрельба, кровь и зашкаливающие эмоции.
Нервный Джейк Джилленхол, играющий Эдварда-Тони, несколько раз на наших глазах трансформируется из одного образа в другой – это вызов для любого актера. А он справляется с этой задачей блестяще. Легкая, вроде бы ироничная поначалу интонация уступает место жесткой драме, перерастающей в триллер масштаба Хичкока. Не меньше. Не давая передохнуть, Форд в прямом и переносном смысле срывает с героев покровы, оставляя их наедине со своими страхами и своей виной.
В финале маски сорваны, но второй раз войти в ту же реку Сьюзен не удастся — она хоть и жива, но уже не дышит, как и ее прообраз в романе, и правдивом, и фантастическом. Ее удел как «недохудожницы» и дальше обнажать «мерзкую плоть» и терпеть измены красавца-мужа. Участь Эдварда — творить свои космические миры, в которых ей уже не будет места.
По сути перед нами – мощный ребус о влиянии литературы, да и искусства вообще, на жизнь, о влиянии жизни на литературу, о гнусном диктате пошлости, о тотальном одиночестве художника в мире активного потребления. Сам Том Форд считает, что это «поучительная история о выборе, который мы делаем в жизни, и о последствиях принимаемых нами решений»:
— Мы живем в эпоху чудовищного упадка культуры, когда все утилитарно, включая наши взаимоотношения,— говорит режиссер. — Это история о верности, преданности и любви; об одиночестве, которое каждый из нас рано или поздно испытывает; о важности и ценности личных отношений, которые удерживают человека на плаву.
Добавим, что фильм смотрится на одном дыхании, а потом оставляет терпкое послевкусие и множество вопросов. Причем не самых удобных и приятных. Но не зря же сказано: «Над вымыслом слезами обольюсь…»
Фото: film.ru
Комментарии