В феврале 2001 года исполняется 160 лет со дня рождения великого французского художника Пьера-Огюста Ренуара (1841-1919)
…Художники рождаются, не выбирая эпоху, общество, сословие, национальность. Жизненный путь и творческая судьба талантливых людей непредсказуемы…
Говорят, одна картина стоит тысячи слов… Красивая фраза и только! Есть картины, которые стоят много больше – поэмы или романа! К таким картинам в мировом искусстве относят “Танец в Буживале” (1883).
Пара, изображенная на ней, замерла в танце уже более ста лет на полотне, которое находится в Музее искусств в американском городе Бостоне. Неведомо, как этот шедевр попал в промышленный Бостон, но подарили же французы Америке Статую Свободы!
В 1854 году Ренуара отдали в учение на фабрику фарфора братьев Леви, где Пьер-Огюст быстро освоил ремесло. Здесь он расписал целый сервиз, за что хозяин подарил ему одно из расписанных им же блюд. Один из старых мастеров фабрики начал специально заниматься с молодым человеком, развивая его талант. Но фабрика стала еле сводить концы с концами, и юноше пришлось уйти и заняться росписью вееров, потом он расписывал шторы.
В 1857 году умерла бабушка Ренуара Анна. Незадолго до смерти он написал ее портрет, который был первым в его творчестве. В бабушке Ренуар нашел терпеливую модель, с удовольствием позировавшую внуку.
Наконец он скопил деньги на учебу, и 1 апреля 1862 года его принимают в Школу изящных искусств. По воспоминаниям сына, Ренуар любил рисовать братьев, соседей, их кошек и собак. Он был строен, худ, подвижен, с русыми волосами и выразительными светло-карими глазами… В школе он знакомится с Клодом Моне. В 1864 году они вместе окончили школу. До первой выставки импрессионистов в 1874 году оставалось десять лет.
Настали не самые сытые времена. Ренуар как-то написал Базилю: “…Сыты мы (он и Моне. – Авт.) не каждый день. И все же я доволен, потому что для живописи Моне – отличный компаньон”. Но сыну бедного портного не привыкать к бедности, к великому труду. Он пишет “Харчевню тетушки Антони”, “Диану-охотницу”, “Купальщицу”, портрет Сислея с женой, “Парижанок в алжирских костюмах”, а далее была эпоха его женских портретов – образов парижанок среднего сословия, работниц, гризеток и крупные пейзажи, среди которых выделялся “Завтрак лодочников” (1881), где он изобразил актрис, журналистов, банкира, дипломата и деревенскую девушку, которая стала женой художника. Сидящая слева на этой картине девушка – 21-летняя Алин Шариго, на 18 лет моложе художника, через десять лет станет его женой, двое из трех ее сыновей будут ранены во время первой мировой войны.
На этом знаменитом полотне, написанном на островке Шату, что посередине Сены, ресторан, который существует и поныне, есть и актриса Жанна Самари. Она восхищалась работами Ренуара, и в “отместку” Ренуар писал ее неоднократно. Во многом эта картина была как бы продолжением его полотна “Бал в Мулен де ла Галетт” (1876).
1883 год ознаменовался для Ренуара созданием своеобразного триптиха – трех портретов танцующих пар: “Танец в городе”, “Танец в Буживале” и “Танец в деревне”. И хотя, по мнению специалистов, Ренуару позировали конкретные и известные лица, с большой долей сомнения их можно назвать портретами.
На двух из трех картин будто бы изображена натурщица Мари-Клементина Валадон, ставшая впоследствии художницей под именем Сюзанны Валадон. На третьей картине, что не вызывает сомнения, изображена супруга Ренуара Алин Шариго. На картине же “Танец в городе” скорее всего изображена Жанна Самари, а вот на полотне “Танец в Буживале”…
Не случайно из этого триптиха во все времена выделяли “Танец в Буживале”! Сорокадвухлетний художник, повидавший жизнь, предстает здесь мечтателем, достигая верхов импрессионизма и погружая зрителей в световой и радостный водевиль красок. На этом фоне перед нами разворачивается роман между юной белошвейкой и немолодым сердцеедом с парижских бульваров в пижонских штиблетах… Лицо его почти полностью закрыто шляпой, лишь острая бородка едва касается юного лица. И хотя мы не видим глаз партнера, тем не менее чувствуется его острый взгляд. В народе сказали бы: смотрит как удав на кролика!
Реакция девушки неоднозначна. В ее смущении чувствуется, что ей льстит внимание опытного человека, твердой рукой обнимающего ее за талию. Художник с большим мастерством изображает тот волнующий момент в жизни каждой женщины, когда до вершины взаимоотношений – один шаг! Вальсирующий, кружащий голову рубикон! И будь что будет в этот пьянящий парижский вечер, который изобразил на своем полотне маэстро Ренуар… Он бросает на полотно сломанный цветок и несколько растоптанных окурков!
Почему-то нет сомнения, что партнером белошвейки является художник. Рискнем предположить, что это в какой-то степени автопортрет, причем на всех трех картинах. А его партнерши – три разные женщины.
Исследователи творчества Ренуара утверждают, что Мари-Клементина Валадон изображена и на другом его полотне – “Косы” (1885). Она действительно была дочерью белошвейки и одно время также работала в швейной мастерской. Это роскошное новое платье, сшитое собственными руками, – гордость девушки… Может быть, это ее первый выход на бульвары, ее первый танец и первые комплименты, которые вот-вот скажет ее партнер!
А на полотне “Косы” – похожая модель. Это уже зрелая, слегка располневшая женщина, в которой трудно разглядеть юное создание с картины “Танец в Буживале”. Из нескольких сотен картин, созданных Ренуаром, полотно “Танец в Буживале” – гимн молодости и вечной тяги людей к прекрасному. “Для меня картина, – признавался художник, – должна быть всегда приятной, радостной и красивой, да – красивой! В жизни достаточно скучных вещей, не будем фабриковать еще новых. Я знаю, трудно добиться признания того, что живопись может быть очень большой живописью, оставаясь радостной”.
Заслугой художника стали сюжеты, впервые изображенные на полотне, – театр, цирк, танцы. Начав поиски красоты в академических аудиториях, он нашел ее в реальном мире.
Картины Ренуара, несущие радость, любят во всем мире. Наша страна не исключение. Работы великого художника находятся в самых лучших галереях страны. Их коллекционируют известные люди, например народная артистка Людмила Зыкина. Шедевры Ренуара собирала американская кинозвезда Грета Гарбо.
Недавно нашлась еще одна картина Пьера-Огюста Ренуара… Стен Килрой, преподаватель истории искусства в школе для девочек в Линкольншире (Англия), приобрел написанный маслом портрет молодой женщины. Как потом выяснилось, это был портрет служанки художника Габриэль, который оценили в 50 тысяч фунтов стерлингов.
Геннадий СЕМАР,
писатель
Комментарии