Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Художественное образование успешно лишь в союзе с общим

Учительская газета, №34 от 21 августа 2007. Читать номер
Автор:

Ольга ТИШИНА, заслуженный учитель РФ, лауреат премии мэрии Москвы, директор школы № 1188 с углубленным изучением изобразительного искусства: – Не секрет, что именно школьная среда – это самый важный системообразующий элемент для формирования наших детей, который требует роста профессионального мастерства учителя. Разница только в том, что взрослые, придя в школу, сразу начинают думать о том, какую среду им создавать и как в этой среде им жить. Если они об этом не думают, то их жизнь в школе будет мучительно трудной и унылой; если они об этом думают, то она будет мучительно трудной и прекрасной.

16 лет назад, когда мы открывали нашу школу, мы сразу думали о том, что мы будем создавать в нашей школе особую – художественно-эстетическую среду, потому что в нашем здании, по сути, две школы – художественная и общеобразовательная. Кстати говоря, для многих учителей – и художников, и не художников – начало работы в этой школе было существенным событием с точки зрения профессионального роста. Потому что сначала к нам приходили выпускники художественных вузов, которые понимали, как работать в такой среде. А учителя математики, физики, других предметов не вполне понимали, какие дети к ним пришли. А это дети с очень глубокой мотивацией к определенному роду деятельности – художественному творчеству. Многие наши педагоги, которые провели очень много лет в обычной общеобразовательной школе, испытывают огромные трудности, не зная, как мотивировать ребенка к изучению физики и химии, когда он хочет рисовать, рисовать и только рисовать. Поэтому для начинающих работников в нашей школе существует в определенной степени неизведанная земля, которую им нужно открывать. Задача, которая стоит перед всем педагогическим коллективом, – как преодолеть все эти трудности.

Мы на протяжении 16 лет создавали художественную среду, и нам казалось, что все у нас получается: мы себя любили, считали себя хорошими, наши дети замечательно выступали на различных конкурсах, успешно заканчивали школу. Но пять лет назад мы столкнулись с одним из инновационных проектов, который вошел в программу развития образовательных систем, и увидели, что и в нашей замечательной художественной среде не все так, как нам бы хотелось, что объективная реальность говорит о несколько других результатах, нежели те, которые мы себе представляли. С этого начался новый этап в развитии нашей школы, эта работа продолжается и сегодня, и мы надеемся, что не закончим ее никогда.

В школе была проведена комплексная экспертиза нашей образовательной среды и всех ее компонентов. Проводила эту экспертизу совершенно независимая организация – Международный центр экспертизы и проектирования образовательных систем. На основе тех данных, которые мы получили в экспертном заключении, а это был том в 400 страниц, мы и начали выстраивать свою программу развития и программу работы с педагогическими кадрами.

По результатам экспертизы было предложено пять моделей, и нашему коллективу предстояло выбрать на основании того, как он представляет себе школу завтра, одну из этих моделей. Этот этап выбора самый длительный, но он очень важен, так как выявляет отношения между педагогами, проясняет то, что же педагоги хотят увидеть в школе в будущем. Мы потратили на этот этап много времени, потому что в конечном итоге мы договорились, что главным условием существования школы в дальнейшем будет взаимная договоренность всех педагогов о том, что мы будем работать в русле движения к той модели, которую все вместе выбрали.

Мы назвали свою модель интегративной, потому что в ее основе лежат три принципа: интеграция школьного образования и художественного образования, интеграция основного и дополнительного образования (школа работает в режиме полного дня), интеграция между педагогами, работающими в школе, и всеми сотрудниками школы. После того как эта модель была нами избрана, все задачи, которые мы ставили перед педагогическим коллективом, стали ясны. Первая – кооперация между учителями-предметниками и в первую очередь между учителями изобразительного искусства и учителями общеобразовательной школы, что стирало границу между двумя школами. Вторая – определение функционала педагогов и обязательное участие каждого в воспитательной работе, в проектной деятельности и в консультировании школьников. Нас порадовали данные экспертизы, когда выяснилось, что меняется отношение учителей к сверхнормативной деятельности – 70% членов педагогического коллектива были готовы к такой деятельности.

Интеграция на межшкольном уровне и стратегическое планирование развития школы осуществляется нынче не только на уровне административной команды, но и в целом создающимися творческими группами педагогов. Для решения очень многих наших школьных проблем возникает еще и такая мощная сила, как родители, которой до проведения экспертизы у нас не было.

Когда после обсуждения была составлена и принята концепция развития школы, начался довольно длительный этап освоения этого научного пространства, которое предполагает работу над проектированием модели будущей школы. Это целая сеть различных форм педагогической и психолого-педагогической квалификации, проведение тренингов, создание творческих групп. Учиться создавать такие группы нам пришлось довольно долго, так как все учителя талантливые, каждый тянет одеяло на себя, не умея работать в группе.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту