В сентябре нынешнего года, когда в поселок Московский со всей России слетятся победители региональных конкурсов «Учитель года», в Минске на базе Академии постдипломного образования стартует шестой республиканский конкурс педагогического мастерства «Хрустальный журавль». Белорусские коллеги, недавно побывавшие на слете лидеров клуба «Учитель года» в Ленинградской области, задавали вопросы, наблюдали и сравнивали.
Разумеется, и нам было интересно узнать, чем российский пеликан отличается от своего хрустального сородича.
О повадках белорусского журавля мы решили расспросить Юрия Шестакова, начальника управления учебно-методической работы академии, и его заместителя Зинаиду Булахову, ответственного секретаря жюри республиканского конкурса.
– Почему именно хрустальный журавль стал символом белорусского конкурса?
– Хрусталь обычно символизирует чистоту мысли и поступков. В России лучшим педагогам вручают хрустального пеликана – классический символ самопожертвования. В США – хрустальное яблоко: символ совместно преломляемых учителем и учениками знаний. Наш хрустальный журавль – это безграничность поиска, устремленность к высотам совершенства в своем труде. Только тот может называться учителем, кто учит и учится сам.
– На российском конкурсе много споров вызывает система судейства. По какому принципу вы подбираете членов жюри? По каким критериям они оценивают конкурсантов?
– На республиканском этапе у нас одно жюри. Его обязательно возглавляет доктор педагогических наук, известный педагог. Остальных членов жюри мы подбираем по предметному признаку, на каждого учителя-предметника – свой компетентный судья. Кроме этого, педагогов оценивают психолог, победители прошлых лет и методисты нашей академии. Существует банк данных на известных людей в педагогике, которых мы по необходимости приглашаем в жюри.
При отборе кандидатов оргкомитет прежде всего волнует профессионализм человека. Звания, несомненно, важны, но еще важнее то, как будущий судья владеет современными педагогическими проблемами. Кроме этого, мы стараемся соблюсти равные условия для конкурсантов – приверженцев разных школ обучения. В жюри половина сторонников традиционных форм и методов, а половина – педагогов-новаторов.
При разработке критериев оценок мы старались облегчить работу членам жюри. В их основу заложены схожие принципы: целеполагание, содержание, организация, целесообразность отбираемых средств и методов, результативность. Во время конкурсных мероприятий мы не позволяем членам жюри советоваться друг с другом и совещаться. У каждого на столе лежит оценочный лист, рядом – специальная брошюра. По окончании урока в течение 10 минут они оценивают занятие и сдают информацию в оргкомитет.
Республиканский финал проходит в течение двух недель. Жюри работает на 4 дня больше, имея возможность досрочно познакомиться с конкурсантами при просмотре домашнего видеоурока.
– Насколько я знаю, каждого учителя обязательно сопровождает методист, когда звучит имя конкурсанта, звучит и имя его наставника. Почему вы делаете такой акцент на работе методистов?
– В отличие от России у нас единая образовательная методическая служба. То, что творится с ней в вашей стране, нам кажется странным. Для белорусского педагога методист – это наставник, мастер. Не каждый хороший учитель станет заявлять о себе на конкурсе. Более того, не каждый учитель, хорошо дающий уроки, может грамотно себя преподнести. Методист призван помочь, научить педагога работать в любых ситуациях. Через Академию повышения квалификации проходит множество учителей. На наших курсах они учатся моделировать. Второй этап экзамена на высшую категорию – моделирование своей будущей педагогической деятельности. Эти знания нужны и для победы в республиканском конкурсе.
– Какие аспекты деятельности конкурсанта вы оцениваете?
– Учитель должен продемонстрировать единство трех компонентов. Первое – это философия деятельности, которую педагог представляет через самопрезентацию и защиту проекта. Зачин мы даем, а концовку учитель придумывает сам. Например, на последнем конкурсе тема проекта звучала так: «В новый век с новыми…» «учебниками», – предложил победитель Вадим Шпетный, автор собственных учебников.
Второе – профессиональные знания, которые мы проверяем через педагогическое и психологическое тестирование, оцениваем тезисы для выступления перед общественностью.
Третье – профессиональное мастерство учителя. Сюда входит модель урока, урок и самоанализ. Мы не имеем права сравнивать деятельность одного учителя с деятельностью другого. Поэтому мы просим конкурсанта представить нам модель своего урока: его цели, содержание, как будут организованы дети, какие методы планирует использовать педагог. Профессионалу для составления подобной модели нужно 15-20 минут. Жюри же есть с чем сравнивать. Во время самоанализа конкурсант объясняет, почему он отступил от модели, насколько это оказалось обоснованно. По тому, как совпадают три позиции – моделирование, организация и рефлексия, – можно судить, насколько профессионален учитель.
– Во время Всероссийского финала учителя дают в школах открытые уроки. Кто имеет право присутствовать на белорусском конкурсе?
– Конкурсант, дети и жюри. Никаких посторонних лиц. После того как все дали первый урок, мы открываем видеосалон, куда каждый может прийти и посмотреть, что же показали учителя.
– У Белоруссии и России есть один общий победитель – Валерий Александрович Гербутов, физик из Минска, в 1991 году стал последним учителем года СССР. Расскажите про остальных победителей республиканского конкурса.
– В 1997 году единственный раз учителем года стала женщина – историк Валентина Гинчук. За всю историю конкурса пять раз главный приз увозили представители Брестской области. Один из них – победитель последнего конкурса Вадим Шпетный, географ из сельской школы Ланского района. Тогда, в 2001 году, ему было 28 лет. Урок суперфинала он провел в шкиперской школе XVIII века. После окончания урока зал аплодировал стоя.
Комментарии