Ирина АБАНКИНА, директор Института развития образования НИУ ВШЭ: – Если подводить итоги года, то можно констатировать, что у нас остается еще несколько достаточно острых проблем. И первая – это, безусловно, зарплата педагогов. Это касается не только работников общеобразовательных организаций, но и организаций, связанных с реализацией программ дошкольного образования.
Для того чтобы выполнить указы президента, предпринимается много усилий, однако в некоторых регионах сегодня сложилась ситуация очень жестких бюджетных ограничений, поэтому назвать решительными какие-то текущие шаги по изменению этой ситуации я не могу. В последнее время часто говорится о том, что следует передать на уровень субъекта большие полномочия и чуть ли не все школы, а в перспективе и детские сады. Но это тоже нельзя назвать решением проблемы… Конечно, Министерство образования и науки РФ уделяет много внимания этим вопросам, и ситуацию удается, я бы сказала, удержать в некоем хрупком балансе. Много обсуждался в министерстве и вопрос необходимости выделения гарантированной части заработной платы, это позволило бы упорядочить стимулирующие выплаты, но, несмотря на работу с Минтрудом и профсоюзом, общего решения пока не найдено.Если говорить об изменениях в содержании образования за минувший год, то неоднократно поднималась тема введения новых предметов: речь шла о том, чтобы обновить предмет «Технология», вернуться к трудовому воспитанию в школе, недавно вновь заговорили о шахматах… Но это все «содержательное» обсуждение, а в том, что касается подготовки педагогов, программ, оснащения школ соответствующим оборудованием под эти новые задачи, решительного сдвига тоже пока нет. И, я думаю, преждевременно говорить о том, что в ближайшее время мы на качественно новом уровне сможем вернуть в школу эти предметы. Это гораздо более отдаленная перспектива. В этом отношении более заметны успехи с летним отдыхом детей, дополнительным образованием, повышением уровня знаний российских школьников в международных исследованиях, однако это тренд, который набирал силу в течение как минимум трех последних лет.В том, что касается инклюзивного образования, к сожалению, стоит признать, что, даже несмотря на принятие специальных ФГОС, которые вошли в практику школы с 1 сентября 2016 года, прорывов в их реализации не было. Конечно же, замечательно, что над этой проблемой стали работать, но вновь камнем преткновения оказался серьезный дефицит средств в регионах. Я считаю, что в этом случае федеральная поддержка реализации ФГОС для детей с ОВЗ и отдельные субсидии крайне необходимы. Но не нужно забывать, что мы только в самом начале пути, и хорошо, что мы с него пока не сворачиваем: все те договоренности относительно инклюзивного образования, которых мы достигли, подписав международные документы в этой сфере, остаются. Но, как и в ситуации с зарплатами, серьезные бюджетные ограничения не позволяют их реализовывать в том темпе, который бы дал заметный результат.Давление сложного экономического положения в регионах накладывает отпечаток на решение многих вопросов вплоть до закупки учебников и учебного оборудования, и часть этих забот даже пытаются переложить на плечи родителей. Все это связано с тем, что регионы перераспределяют имеющиеся средства, чтобы как-то решить зарплатный вопрос, но это только усугубляет ситуацию. Сопряженного же инвестирования в повышение качества кадров, заработную плату и одновременно в оснащение образовательного процесса Минобрнауки России наладить за этот год не удалось.В высшем образовании, на мой взгляд, было принято очень правильное решение: поддержка вузов продолжена, и акцент сделан в первую очередь на опорные университеты, у которых своя особая роль в регионах. Правда, по итогам конкурса на получение этого статуса лишь треть становятся обладателями субсидии. В определенной мере в качестве компенсации для остальных выступает обстоятельная экспертная поддержка, и это сказывается на динамике развития вузов.Что же касается воспитания, то нельзя не вспомнить несколько протестных эпизодов этой весны, в которых приняли участие дети и подростки. Выступления детей испугали многих, потому что подчеркнули упущенность воспитательной работы, отсутствие ее практически применимых современных форм, невовлеченность детей в позитивные социальные практики, открытые общественные дискуссии. Самое главное, чего по итогам этих выступлений удалось достичь взрослым, – общественное согласие о том, что надо конструктивно действовать в этом направлении.Ну и, конечно же, весь этот год для Минобрнауки России весьма тесно связан с реорганизацией самого ведомства. И, по сути, она продолжается до сих пор: состав министерства по ряду направлений еще окончательно не сформирован.Если же говорить об успехах, то часть из них, без сомнения, связана с тем, что продолжали успешно реализовываться те проекты, что были начаты прежде. Проекты, которые затеяны новым министерством, – да, в их нормативно-правовом обеспечении есть заметные шаги, но о результатах говорить пока рано.
Комментарии