«Учительская газета» от 19 февраля 1941 года
Изучаем историю флота
«Педагогический опыт утверждает, что одним из средств воспитания патриотизма является глубокое изучение героического прошлого нашего народа, его замечательных побед на суше и на море. В изучении истории сухопутной армии наша школа добилась некоторых успехов. Ученики знают биографии выдающихся русских полководцев: Александра Невского, Суворова, Кутузова и других, знакомы с их блестящими походами. Меньше они знают о славной истории русского военно-морского флота, о доблестных подвигах моряков и командиров.
А вместе с тем педагог располагает обширным материалом. Можно рассказать ребятам о том, как ученики адмирала Лазарева боролись против феодальных отношений в армии и флоте, добивались человеческого отношения к матросам, ибо, как говорил Нахимов: «Матрос есть главный двигатель на корабле». Можно рассказать о том, как возмущался и страдал адмирал Макаров от преступной беспечности царского правительства. История русского флота исключительно богата подобными примерами.
Но никакой учитель не сумеет исчерпать эту тему на уроках. Вот почему у нас возникла мысль организовать кружок по изучению военно-морского флота. Я ознакомила учеников с моими планами работы кружка. Мы решили разбить всю работу на три раздела: первый – от возникновения флота до Великой Октябрьской социалистической революции; второй посвящен участию флота в Октябрьской революции и гражданской войне, и, наконец, третий раздел посвящен советскому военно-морскому флоту, бдительно охраняющему священные рубежи нашей Родины.
Наряду с изучением документальных материалов мы привлекли научные и художественные произведения, например «Падение Севастополя» (Собрание сочинений Маркса и Энгельса, том Х), «Севастопольскую страду» Сергеева-Ценского, «Севастопольские рассказы» Л.Толстого, статьи Маркса и Энгельса «Крымская кампания».
Кружок начал свою работу со второй четверти. Сразу же мы столкнулись с недостатком литературы. Потом установили, что каждый ученик, выступающий с докладом, должен сам подыскивать литературу в библиотеках, советоваться с консультантами и т. д. Ребята хорошо справились с этой задачей. Сейчас мы имеем свою библиотечку по истории военно-морского флота. Другую трудность – недостаток наглядных пособий, моделей – преодолели своими силами: достали много иллюстраций, сняли с них фотокопии, сделали рисунки, монтаж.
Я уверена, что работа кружка даст хорошие результаты. Наши ученики на море, на суше и в воздухе будут горячими патриотами и героическими защитниками великой социалистической Отчизны».
(С.Маргулян, учительница
истории 147‑й школы Ленинского района г. Киева)
Комментарии