search
Топ 10

«Хризолиты», «Мечтатели», «Волшебный остров». или Школьный театр жив!

Маленький зал московского театра русской драмы «Камерная сцена», которым руководит заслуженный деятель искусств Михаил ЩЕПЕНКО, принимал гостей целую неделю. С 11 по 16 сентября здесь проходил очередной ежегодный фестиваль школьных театров. Смотрю программу. Здесь вся Россия: Калининград, Ставрополь, Ижевск, Самара, Вологда, Билибино (Чукотский автономный округ). В рамках фестиваля проводились встречи с жюри с анализом каждой постановки, а также мастер-классы. В каком направлении развивается школьный театр? Чем он живет, чем дышит? Когда закончился последний спектакль, стихли аплодисменты, когда жюри высказало режиссерам свое мнение, мы с Михаилом Щепенко попытались ответить на эти вопросы.

Мне кажется, – сказал Михаил Григорьевич, – сегодня особенно возрастает стремление привносить в спектакли некое духовное начало. Мало у кого есть желание создавать только развлекательный театр. Даже в тех спектаклях, к которым мы относимся критически, мы все равно видим попытку (во всяком случае, у нас здесь) говорить на тему актуальную и серьезную. Есть стремление утолить духовный голод. Взять, например, спектакль «Мальчики». Он талантливо решен, без сверхъестественных претензий. Здесь сделан тактичный уклон, что это православная семья, чего у Чехова нет, но сделано это мягко и очень по-чеховски, в том времени, и возражений не вызывает. Любовь, которая там разлита, детская, родительская, создающая атмосферу этого дома, она от одного источника – православия. В других спектаклях ставятся не столь духовные, а скорее более жесткие, социальные проблемы, но это тоже серьезные спектакли. Надо отметить спектакли православных театров-студий, которые сейчас развиваются. Вот, например, театр-студия «Ковчег» при воскресной школе Боровского монастыря. Они привезли инсценировку по Василию Жуковскому «Капитан Бопп». Здесь показан момент осмысления, что есть цель моей жизни, ради чего она, какова плата за мою грешную жизнь на земле. Это возникает органично из самого текста Жуковского. Возражения возникают тогда, когда автору навязывают то, что ему несвойственно.

– На что существуют школьные театры?

– Наш фестиваль – это фестиваль поддержки любительского театра. Ведь без него театр неполноценен. Есть гениальный любитель, по системе которого учатся все профессионалы, – Станиславский. Государство должно поддерживать любительский театр, но делает это крайне слабо. Любительский театр – всегда подвижническая деятельность, а сейчас – вдвойне и втройне. Нас поддержали Федеральное агентство по образованию и правительство Москвы – в лице первого вице-мэра Людмилы Ивановны Швецовой.

– Каковы сегодня задачи школьного театра?

– Я могу сказать о задачах нашего фестиваля и думаю, что это в то же время и задачи школьного театра. Понятно, что это развитие творческих возможностей ребенка, формирование его личности, нравственности. Но мы называемся театром русской драмы. Нам это очень важно при том тяжелом состоянии молодежного сознания, когда оно достаточно последовательно ориентируется на западные ценности (точнее, не столько на западные, сколько на псевдоценности, которые насаждаются нашим телевидением), на ценности, что ведут человека вниз. Русская культура имеет всемирное значение, что очевидно. Мы хотим основываться на наших традициях, помнить, что в их корнях есть христианские идеи. Естественно, мы не исключаем, а поощряем новаторство. Эти два момента должны существовать именно в таком диалектическом взаимодействии. Без корней дерево засохнет. Замечательны слова Пушкина: «Любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам…» Вот когда эта любовь исчезает, приходит национальная трагедия. Мы в наших скромных условиях, на нашей небольшой сцене пытаемся эту проблему заявлять и решать, насколько возможно.

Спектакль «Мальчики» детской театральной школы «Хризолиты» из Краснокамска (Пермская область) был удостоен Гран-при фестиваля. Юным актерам оказалось под силу создать на сцене атмосферу семейного уюта, поставить вечно актуальную тему семьи, семейных ценностей. В спектакле все ноты на своих местах и не звучат фальшиво, чего добиться с таким молодым составом режиссеру, конечно, было непросто. Лауреатскими дипломами отмечены коллективы из Боровска (театр-студия «Ковчег» воскресной школы Свято-Пафнутьева монастыря), Петрозаводска (музыкальный театр «Мечтатели»), Ставрополя (краевой центр эстетического воспитания им. Ю.А. Гагарина). Дипломы первой степени вручены театру-студии «Дар» из Калининграда и театральной студии «Волшебный остров» из Орла. Все участники фестиваля получили ценные подарки. Фестиваль проводился уже в восьмой раз, и в этом году он был включен в президентскую программу «Одаренные дети», получив президентские гранты.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту