search
main
0

Хранители традиций и разработчики нового

​Алла ОЛЬХОВКА, заведующая детским садом компенсирующего вида №455 для детей с нарушениями речи, член Зеленоградского окружного совета заведующих ДОУ, человек серьезный, умеющий обдумывать происходящее и делать важные выводы. Так в течение уходящего учебного года родились размышления о работе, с которыми мы решили ознакомить наших читателей.

Достойный возрастНашему детскому саду более 50 лет, это почти столько же, сколько Зеленоградскому округу. Примерно пятая часть педагогов нашего учреждения – люди, работающие здесь на протяжении почти 30 лет. Они хранители традиций, истории нашего детского сада, его духа, а также тех принципов и классических приемов, которые использовали в работе с детьми на протяжении последних десятков лет. В то же время приятно отметить, что самые опытные наши педагоги не стоят на месте, постоянно совершенствуясь и интересуясь новыми технологиями. Доброй традицией стали у нас в последние годы встречи с ветеранами, стоявшими у истоков зеленоградского образования и начинавшими полвека назад работать в нашем детском саду. Мы с большим удовольствием приглашаем их на день рождения детского сада, который празднуем в октябре. В подготовке и проведении этого домашнего праздника участвуют все – педагогический коллектив, дети, их родители, наши ветераны. В программе детские концерты, которые готовит музыкальный руководитель Э.Горбатенкова, чаепития. Дети с удовольствием показывают все то, чему научились под руководством своих педагогов, а ветераны, радуясь задорному и искреннему детскому творчеству, вспоминают о том, как жил детский сад в годы их работы. Среди тех, кто отдал нашему детскому саду не один десяток лет и продолжает трудиться по сей день, – Тамара Николаевна Гашникова. В этом году она выпускает подготовительную группу. Это человек, от которого молодое поколение педагогов узнаёт о том, как наше учреждение работало раньше, как оно развивалось, как формировался его коллектив. В то же время это педагог, который идет в ногу со временем, интересуется инновациями, постоянно обучается на курсах повышения квалификации, активно ведет наставническую деятельность и работу по обеспечению преемственности со школой. Многие учителя зеленоградских школ знакомы с ней как с образцовым специалистом дошкольного образования. Хотела бы отметить еще одного нашего опытного педагога – Галину Васильевну Вичканову, которая за долгие годы работы заслужила множество самых теплых слов и благодарностей от разных поколений зеленоградцев. Это чуткий и внимательный педагог, умеющий найти подход к каждому ребенку, открытый для всего нового и интересного. Поэтому каждый день в ее группе похож на сказку: рядом с Галиной Васильевной дети увлеченно и радостно познают окружающий мир, приобщаются к прекрасному, учатся творить, становятся смышлеными, самостоятельными, дружными. Молодежь и наставникиПримерно 40 процентов нашего коллектива – люди от 25 до 43 лет. Что я могу сказать о них? Перспективные, творческие, стремящиеся проявить себя, активно осваивающие новые подходы и живо интересующиеся всем тем, что происходит сегодня в образовании. Все новое и интересное они стараются воплотить в сотрудничестве с родителями. В нашем учреждении хорошо развита система наставничества. Более опытные педагоги всегда открыты для сотрудничества с молодыми специалистами и, конечно же, делают это по обоюдному желанию и согласию. Педагоги обмениваются опытом, помогают друг другу советами. Это и просмотры образовательной деятельности, и мастер-классы, которые организует наш педагог-психолог И.Серова. Если кому-то из педагогов что-то особенно хорошо удается, мы просим его провести мастер-класс или семинар-практикум для остальных. В рамках программы перепрофилирования помещений и создания дополнительных мест в нашем детском саду открылись две новые группы. Таким образом, коллектив наш пополнился новыми педагогами и специалистами, которые способны любого зажечь своим энтузиазмом. Детский сад и социумСотрудничество с социумом – очень важная составляющая развития дошкольного учреждения. С 2011 года студенты МГПУ – молодые люди, которым предстоит работать в образовательном учреждении, – проходят в нашем детском саду психолого-педагогическую практику. Мы рассказываем им о психологической службе, коррекционной работе, показываем все это в действии. Я считаю, что будущие педагоги обязательно должны иметь представление о видовом разнообразии образовательных учреждений, понимать, чем они отличаются, как работают. Такое сотрудничество благоприятно для обеих сторон – как для студентов, так и для нашего учреждения. Нам это дает динамику развития, ведь современным педагогам необходимо постоянно совершенствоваться. Педагог должен уметь не только осваивать новое и перенимать передовой опыт, но и представлять собственную деятельность. Я считаю, что сегодня не должно быть такой ситуации, когда педагог детского сада спокойно живет и работает, считая, что полученное когда-то образование и наработанный стаж – это предел. Требования к современным педагогам меняются, постоянно появляется что-то новое, поэтому саморазвитие, самообразование жизненно необходимы. Это достигается разными способами. Наше учреждение старается делать это в том числе в сотрудничестве с МГПУ, школами, центрами, другими образовательными учреждениями. Сердце, отданное детям В этом году учитель-логопед нашего детского сада Валерия Богданова победила в окружном конкурсе «Сердце, отданное детям» и вошла в пятерку лучших педагогов Москвы в этой номинации. Это не первая победа наших педагогов в профессиональном конкурсе. В 2010 году старший логопед нашего детского сада Евгения Кузьмина также стала лауреатом городского конкурса «Сердце, отданное детям». Смело могу сказать, что у нас сильный отряд учителей-логопедов. Это люди молодые, творческие, которые способны и плодотворно работать (многие из них на протяжении многих лет входят в состав окружной психолого-медико-педагогической комиссии) и заявлять о себе. Но в подобной ситуации, когда педагог выходит на конкурс, представляя не только свою деятельность, но и учреждение, округ, ему жизненно необходима поддержка коллектива, педагогов-наставников, методического центра. В этой ситуации все помогали Валерии Богдановой и были заинтересованы в ее успехе. Поэтому, невзирая на волнение, она поверила в свои силы и достойно представила наш округ. Современные требования Любое требование – это стремление к какому-то идеалу, результату, которого должен достичь ребенок в сотрудничестве с педагогом. Это требования к педагогам, качеству образования, к той деятельности, которая организуется в дошкольном учреждении. Сопровождая детскую деятельность, мы должны научить детей исследовать и познавать, помочь им стать более самостоятельными, целеустремленным. Сейчас мы уходим от обычного расписания занятий, ведь деятельность ребенка складывается из разных ее видов и не может быть, к примеру, только поисково-исследовательской или только познавательной. Различные виды деятельности должны быть интегрированы, при этом важно, чтобы педагог включался в детскую деятельность и направлял ее, выступая в роли партнера, а не руководителя. Интересный опыт реализации федеральных государственных требований очень доступно представляют на тематических окружных и городских семинарах, что, безусловно, помогает нам в освоении новых подходов и достижении необходимых результатов. Сегодня дошкольные учреждения многое делают для разработки индивидуального образовательного маршрута ребенка. Для нас, как учреждения компенсирующего вида, это самый естественный путь обеспечения такого уровня развития ребенка, который поможет ему в дальнейшем успешно приступить к обучению в школе. Дети к нам приходят по направлению окружной психолого-медико-педагогической комиссии из разных детских садов округа. Сначала наши специалисты проводят диагностику, обследование, разрабатывают индивидуальные образовательные маршруты, и затем в различных видах деятельности развиваются психические функции и речь ребенка. Точно такой же личностно ориентированный подход мы применяем и в отношении педагогов. Всем известно такое профессиональное явление, как эмоциональное выгорание. В этом случае педагог-психолог детского сада организует занятия с педагогами, чтобы помочь им преодолеть трудности, создать более комфортные условия для работы. Мы обязаны уделять внимание и детям с ограниченными возможностями здоровья. Для таких малышей в возрасте от 1 года до 4 лет в нашем учреждении работает служба ранней помощи (руководитель этого структурного подразделения – Н.Копылова). Наши педагоги, работая с этими детьми, буквально совершают чудо, вселяя в родителей надежду, ведь после этих занятий детки успешно адаптируются к условиям массового детского сада. Открытость и прозрачностьИнформировать наших родителей обо всем, что происходит, а также поддерживать с ними обратную связь нам помогает официальный сайт. Сегодня все учреждения образования должны быть открытыми, то есть показывать, какие субсидии выделяет им государством, как развивается материально-техническая база учреждения, на что расходуют средства, которые перечисляют родители. У нас, как и у каждого образовательного учреждения, разработана программа развития, где мы рассматриваем вопросы развития материально-технической базы, кадрового потенциала, использования педагогических технологий, которые мы планируем внедрить. Главная наша цель – повышение качества образования. Качество образованияВ первую очередь для меня, как руководителя, качество образования – это грамотные, хорошо подготовленные педагоги, заинтересованные в своей работе, стремящиеся к обмену опытом и освоению современные технологий. Дело в том, что уровень образования родителей наших воспитанников растет и их требования к условиям пребывания в детском саду, к деятельности педагогов достаточно высоки. Эффективность и результативностьПоказателем результативности, эффективности работы я считаю заинтересованность родителей в том, чтобы привести своего ребенка именно в наш детский сад. Не скрою, нам приятно видеть положительную оценку нашей деятельности на сайте отзывов о работе московских детских садов. Это также постоянное повышение квалификации педагогов и результативное участие в различных конкурсах. Отражает результат нашей работы и мониторинг готовности воспитанников выпускных групп к обучению в школе. К слову, хочу сказать, что благодаря различным формам сотрудничества наши дети не боятся школы. Мы посещаем открытые занятия, знакомимся с учителями, а учителя приходят в гости к нам. Ну а главная наша задача – это, конечно же, развитие и коррекция речи, так как, выполняя государственную услугу по уходу и присмотру за ребенком, мы также обеспечиваем коррекционно-развивающую работу. 95% наших выпускников на выходе из детского сада в школу в речевом плане достигают нормы. В том случае если сохраняются отдельные речевые трудности, наши учителя-логопеды работают с родителями, предупреждают их о том, какие могут возникнуть сложности и как помочь ребенку справиться с ними, выходят на контакт со школьными учителями-логопедами, для того чтобы динамика развития речи продолжалась и на этапе начальной школы. Детский сад и родители Психолого-педагогическое сопровождение семьи – в числе главных направлений нашей работы. Одна из форм – школа успешных родителей, которую организуют воспитатели структурного подразделения «Служба ранней помощи», учителя-логопеды, педагог-психолог С.Купцова. На занятиях родителям рассказывают о специфике разного возраста, о том, как справляться с детскими возрастными кризисами, как вести себя с детьми в различных ситуациях, преодолевать трудности. Это тренинги для родителей, разбор психологических проблем и выявление их причин, поиск способов преодоления. Воспитание толерантности Наш детский сад не исключение, все мы живем в мегаполисе, в условиях многонационального общества. В каждой группе нашего детского сада есть дети разных национальностей. Поэтому наши воспитатели и логопеды ставят перед собой задачу приобщить ребят к русской культуре и помочь больше узнать о культуре своих товарищей. В этом нам очень помогают музыкальные досуги, когда дети и родители разных национальностей объединяются – играют, танцуют, поют, вместе восхищаются творчеством своих детей. Кроме того, наш детский сад – учреждение компенсирующего вида, то есть работает с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому для нас, педагогов, очень важно сделать так, чтобы дети этого не чувствовали. Это достигается различными способами – игровыми приемами, обыгрыванием жизненных ситуаций. Дети всегда остаются детьми, они могут ссориться и порой обижать друг друга, но в каждом таком случае важно правильно объяснить ребенку, как исправить ошибку, как лучше поступить в той или иной ситуации. Очень важным моментом я считаю оценивание результатов деятельности. Ребенка обязательно нужно похвалить, пусть даже результат не очень хорош, нужно отметить хотя бы то, что ему удалось, а также похвалить за старание, приложенные усилия. К примеру, дети выполнили творческие работы. После этого следует совместное с воспитателем обсуждение результатов этого творчества. Порой нашим детям трудно это сделать, но даже самые маленькие из них в своих коллективах учатся делиться своими впечатлениями и мнениями, описывать то, что получилось в процессе творчества, то, что им особенно понравилось или удалось. То же и с участием в соревнованиях. Не всегда наши дети в них побеждают, но мы прекрасно понимаем, как важна наша поддержка и поощрение, и мы всегда делаем это. Новая система оплаты труда С 1 июля 2012 года наше учреждение переходит на новую систему оплаты труда. Как руководитель, я возлагаю на НСОТ большие надежды, считаю, что новая система поможет простимулировать труд педагога детского сада и повысить престиж нашей профессии. НСОТ может помочь отметить тех, кто хочет работать и стремится делать свое дело на «отлично», реализуя больше, чем записано в его должностных обязанностях, тех, кто помогает своим коллегам. Приятно, что в процессе стимулирования будут участвовать и родители наших воспитанников, помогая определять, насколько качественно работают педагоги. Управляющий совет, в состав которого входят родители, способен повлиять на развитие учреждения. Государство выделяет субсидии на развитие каждого образовательного учреждения, но как руководитель, я понимаю, что нам нужно нечто большее. Понять, прислушаться к этому, разделить мою точку зрения могут в первую очередь наши родители как заинтересованная сторона. По согласованию с управляющим советом мы можем обратиться к нашему учредителю за дополнительными средствами на развитие учреждения. Прежде чем премировать или стимулировать педагога, необходимо разработать определенные критерии. Понятия «премирование» и «стимулирование» не совсем разные вещи. Еще до НСОТ у нас было Положение о премировании, утверждаемое и согласуемое с профсоюзом, в котором четко определены все критерии. Мы сохраним опору именно на это положение, ведь людям психологически сложно перейти на принципиально новую систему. Только в этом случае оно будет усовершенствовано. Критерии стимулирования мы разрабатываем всем коллективом. Когда в нашем учреждении проходило собрание, посвященное переходу на НСОТ, каждое структурное подразделение получило задачу предложить, разработать свои критерии оценки деятельности педагога, результативности его труда. Участие в конкурсах и дополнительная нагрузка помимо должностных обязанностей, положительные отзывы родителей – все это и многое другое будет учтено. Прежде чем получить стимулирующую часть заработной платы, работник будет оценивать свою работу сам, затем это будут делать руководитель и управляющий совет. При этом каждый должен хорошо понимать, что именно оценивается, за что он получает то или иное вознаграждение. Конечно, переход на НСОТ непростой момент для любого учреждения. Поэтому каждый из нас, руководителей, на базе своего учреждения организует семинар-практикум для коллег, делится опытом. Изучение опыта других коллективов очень важно. Задача же каждого руководителя и профсоюза – сохранять в коллективе здоровую атмосферу доброжелательности и открытости. Я считаю, что коллектив должен быть в курсе всего того, что происходит сегодня в образовании. Поэтому, когда я получаю новую информацию, стараюсь сделать так, чтобы все категории моих сотрудников (вне зависимости от того, логопед это, воспитатель или помощник воспитателя) понимали, что происходит, и доношу до них эту информацию. Сейчас действительно все более прозрачно. Существует план административно-хозяйственной деятельности, и коллектив должен быть осведомлен о том, каким образом планируется потратить субсидию и какая часть ее будет направлена, к примеру, на стимулирование. Положительный момент заключается в том, что учреждение имеет собственный лицевой счет и самостоятельно распределяет средства. Я считаю, что такие перемены были необходимы образовательному учреждению. Главное – рационально распорядиться имеющимися средствами, это, конечно, большая ответственность. Ремонт и благоустройствоЯ больше 20 лет работаю в образовании и могу сказать, что за последние годы финансовая поддержка городом своих образовательных учреждений стала весьма масштабной. Жители это замечают, даже просто проходя мимо территорий детских садов. В нашем учреждении, к примеру, в рамках программы перепрофилирования открылись новые группы, был сделан великолепный ремонт пищеблока, произведено благоустройство территории. Предстоят замена инженерных коммуникаций, ремонт туалетных и раздаточных комнат. Со своей стороны мы тоже прилагаем все усилия для того, чтобы нашим детям было уютно и комфортно, вместе с родителями благоустраиваем территорию. Такого большого числа родителей, которые охотно помогают нам наводить порядок и красоту во время субботников, раньше не было. Также родители активно участвуют и в оформлении групп. За то, что они стали намного активнее, мы очень благодарны. С другой стороны, и требования, предъявляемые к нам, педагогам, тоже высоки. Главное из них – будьте любезны, соответствуйте занимаемой должности, будьте педагогами, что называется, с большой буквы. Как руководитель, я вне зависимости от приемных дней и часов всегда готова общаться с родителями, говорю им так: «Если вас что-то волнует, есть вопросы, предложения, приходите, я вам всегда рада». В группы тоже заглядываю часто, в основном без предупреждения. Руководитель всегда должен находить время для того, чтобы своими глазами видеть, как работают педагоги, что интересного происходит в каждой группе. Общественная работаЯ член окружного Совета заведующих образовательными учреждениями и считаю, что он нам просто необходим. Работая в образовании, коллеги должны друг другу помогать и поддерживать. Для этого и создан совет. К примеру, для помощи руководителям и возглавляемым ими учреждениям при внедрении новой системы оплаты труда, на которую большинство из нас переходит с 1 июля 2012 года. Важной темой стала в последнее время и организация питания. Благодаря большой информационной работе, которая была проведена, у нас в округе не возникло серьезных проблем или замечаний: были организованы родительские собрания и встречи, мы прислушались ко всему, что волнует родителей. Кроме того, совет необходим и для взаимодействия с ассоциациями педагогов (воспитателей, старших воспитателей, заведующих), в рамках которых происходят общение, обмен опытом. О будущемДошкольное образование не стоит на месте. И в будущем я вижу наш детский сад еще более современным и комфортным, востребованным детьми и их родителями в области коррекции речи. Искренне хочу поблагодарить свой коллектив за то, что он поверил и в меня, и в те новые идеи и подходы, которые внедряются сегодня в системе образования. Наш коллектив готов к этим изменениям и плодотворному сотрудничеству с семьями воспитанников и другими учреждениями. Потенциал московских педагогов неограничен, поэтому трудности нам не страшны. Как молодой руководитель, я открыта для сотрудничества, а всем своим коллегам – руководителям образовательных учреждений хочу пожелать удачи и успехов на пути к достижению нашей главной цели и новых свершений.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте