Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Хранители секретов. Фокусы на интерактивной доске или реальное образование

УГ - Москва, №38 от 20 сентября 2016. Читать номер
Автор:

Сегодня очень много разговоров посвящено тому, какими должны быть школа, урок, учитель и каков все-таки качественный результат этого союза. Наверняка уже практически каждый осознает значимость перехода к новым моделям работы с детьми, применению новых технологий в образовании, однако, несмотря на это, переход все же происходит весьма неспешно и не повсеместно. С чем это связано? Может быть, все дело в том, что осознать – не значит принять и сделать? А может, дело в том, что эта необходимость вовсе не очевидна? Своим мнением по этому поводу с нами поделился директор школы №1788 Александр ЕЗДОВ.

– Александр Анатольевич, как вам кажется, почему сегодня информационные технологии не используются ребенком и учителем на каждом уроке?- Здесь, как мне кажется, есть несколько сдерживающих факторов. Первый – это консервативность системы образования, которая, с одной стороны, делает ее более устойчивой, а с другой стороны, не позволяет ей принимать все новшества в полном объеме и в нужное время. Второй – это сами учителя. Те, что имеют некоторый опыт работы, действуют по определенному, отработанному годами плану и не хотят от него отступать. Не хотят потому, что это требует определенной затраты энергии, ведь нужно в чем-то новом разобраться, что-то пересмотреть, переподготовиться. И тут учитель, как и любая энергетическая система, стремится к минимальным затратам энергии. Помимо этого в школе уже существуют некие модели, которые доминируют над способом ведения образовательного процесса. Учитель с меньшим опытом приходит в школу из педагогического института, где только сейчас начинают обучать новым моделям работы с детьми, и как следствие он базируется прежде всего на своем личном опыте, который получил, еще будучи учеником. И мы возвращаемся к тому, с чего начинали: традиционный учитель диктует модель современному учителю, но уже опосредованно. Выходит замкнутый круг, из которого, казалось бы, нет выхода, но это не так – выход есть, есть прорывы, которые происходят благодаря современным детям. – Здесь напрашивается вопрос о том, зачем это делать и вводить эти технологии, если система и так работает стабильно и практически без сбоев. – Зачем? Это один из главных вопросов на сегодня, и каждый на него должен ответить сам. И ответы будут разными для разных случаев.Я попробую объяснить все с помощью примеров. Почему важно вводить эти технологии? Во-первых, потому что современный ребенок так живет и время этого требует. Например, человек, который много работает с текстом, должен уметь печатать вслепую десятью пальцами. Человек, работающий в продажах, должен уметь презентовать свой продукт, и для этого есть современные, эффективные компьютерные инструменты – никто уже давно не рисует рекламу своего товара на ватмане. Человек, который считает профессионально, не использует устный счет, он использует соответствующие инструменты. То есть вся современная деятельность связана с информационными технологиями. И это главный запрос, который побуждает учителя все-таки двигаться в эту сторону. Во-вторых, это касается изменений ожиданий общества от образования. Есть известная всем песня, которая говорит о том, что «буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе», она содержит в себе некий посыл о том, что ребенка в школе ждет. И это было актуально в 50-е, 60-е, 70-е, 80-е годы. Сегодня грамотный человек – это не тот, кто умеет тонким перышком в тетради писать буквы, это другой человек. Человек, который умеет работать в коллективе, который успешно коммуницирует, который умеет быстро найти нужную информацию, переработать ее и представить другим в том виде, в котором она нужна в данный момент. То есть запрос идет отсюда, и, следовательно, грамотность ребенка сегодня заключается в другом. И несмотря на этот факт, сегодня учителя русского языка, математики тратят колоссальное количество времени для того, чтобы объяснить детям и научить их тому, что уже давно делает за них самих компьютер. В-третьих, существует масса примеров, когда человек без современных технологий не может обучаться вообще. Ребенок, у которого нет рук, не может писать ручкой, но может делать это на компьютере и таким образом общаться. Человек с отсутствующей речью или слухом может коммуницировать письменно, а если он не может этого, то существуют специальные компьютеры, которые при нажатии определенной кнопки сообщают о потребности человека. Это те самые случаи, когда компьютер является неотъемлемой частью жизни человека, вспомнить хотя бы Стивена Хокинга – гениального физика, который до сих пор общается с нами только потому, что у него встроен синтезатор речи. Это и есть причины, по которым нужно осваивать современные технологии. – И какова же роль учителя в этой новой системе современных технологий?- Я бы начал с того, в чем могла бы состоять роль учителя при интенсивном использовании современных технологий и чем она отличается от роли учителя, когда этих технологий в классе нет. Если этих технологий в классе нет, то учитель является на уроке главным и доминирующим. Он знает о разных секретах, которыми делится с детьми, дети обязательно записывают эти секреты в тетрадку под диктовку, и чаще всего то, что дает учитель, назначается истиной в последней инстанции. А когда мы говорим о том, что источники информации смещаются и это уже не учитель, а проверенный интернет-сайт, возникает главная драма сегодняшнего времени, главная драма учителя. И дело не в том, что учитель плохой или негибкий, а в том, что его самого учили тому, что он все знает и должен делиться этим, сеять доброе, разумное, вечное, а вышло так, что семена оказались не у него в руках, а где-то в общедоступном месте. Помимо семян существуют хорошие примеры по объяснению разных тем из школьной программы в Youtube или TED. И получается, что, с одной стороны, у учителя отняли ключ от базы данных и раздали его всем ученикам, а с другой стороны, еще и показали примеры, как можно ту или иную тему объяснить по-другому, часто более эффективно, красиво и доступно. То есть еще одна важнейшая характеристика учителя, человека, который может все доступно объяснить, понемногу уходит. И это все учителю нужно пережить и принять, что, безусловно, сложно.Современный учитель, на мой взгляд, – это тот, кто готов помочь ребенку разобраться с тем или иным вопросом. Не вещать на весь класс, как телевизор или Youtube, не диктовать сакральные мысли, а помочь индивидуально, подтолкнуть, направить, нарисовать индивидуальную траекторию изучения того или другого материала, соединить ребят и помочь им найти общие точки для коммуникации, в этом, мне кажется, и заключаются задачи современного учителя, если он их берет на себя, то в его классе информационные технологии будут использоваться естественным образом. А если нет и учитель хочет доминировать, то информационные технологии послужат еще одним инструментом для контроля.- Делаем вывод, что использование современных технологий в учебном процессе – это необходимость, продиктованная нам временем. И возникает вопрос: а как мы сегодня можем повлиять на ускорение процесса интеграции этих технологий в образовательный процесс?- Главное влияние на процесс интеграции современных технологий в образовательный процесс оказывает современный ребенок. Он своим непрерывным общением и использованием коммуникаторов показывает, что живет в этой среде, что она является для него естественной. И учителя, видя, что не могут достучаться до детей с помощью традиционных технологий, начинают использовать современные. И с этой позиции я очень надеюсь, что дети задавят нас и мы будем вынуждены приобщиться к этому и использовать это более интенсивно.С другой стороны, мне кажется, что повлиять на это можно убеждением и позитивными примерами, каковых в наше время достаточно. Глядя на них, мы можем видеть другие качественные результаты работы учителя, который использует современные информационные технологии, и примерами этих результатов можем зажигать. Потому что учитель – это прежде всего человек неравнодушный. В школе равнодушных людей практически нет, формально работать в школе невозможно хотя бы потому, что дети этого делать не позволят.Алена РАМОНОВА, педагог-организатор школы №1788


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту