На чем держится хорошая идея? На людях. В прошлом году некоммерческое партнерство «Современные технологии в образовании и культуре» (СТОиК) провело первую конференцию для руководителей школьных музеев при активном содействии управления образования Подольского района на базе подольских школ. И не было бы никакого продолжения, если бы уже в феврале 2006 года инициативу не подхватило управление образования администрации городского округа Балашиха, Центр дополнительного образования города. Об этих конференциях «Учительская газета» писала… Но опять-таки не было никакой гарантии, что найдутся энтузиасты, которые решатся продолжить традицию обмена опытом. Однако опасения были напрасны. Третья конференция руководителей школьных музеев состоялась в ноябре. Провели ее СТОиК и администрация школы №37 Западного административного округа столицы.
Взаимное повышение квалификации
Третья конференции собрала руководителей школьных музеев из Москвы и Санкт-Петербурга, Нижнего Тагила и Рязани, Калуги и Жуковского, даже из Минска. Опыт работы у всех разный. Где-то музей существует всего год, как, например, в московской школе №1400, где-то – аж с 1972 года, как в Роговской школе Подольского района. Участники конференции поставили перед собой задачу «повышенной трудности» – понять, что такое хороший школьный музей, как он должен работать и развиваться, что такое детское творчество в рамках музейной деятельности и что делает музей «живым», интересным ученикам и учителям. Тема: «Музей в школе: перспективы развития».
Традиционно в конференции принимают участие представители «больших» музеев. Почему им интересно общаться с педагогами, которые организуют «любительские» музейные экспозиции? Оказывается, серьезные музейщики… учатся у них. Так считает Ирина Корноухова, старший научный сотрудник Научно-методического отдела Государственного исторического музея: «Например, можно поучиться работе с посетителями. То, что вы делаете, – это общественное движение с элементами музейной деятельности. Интересно и сложно. В Государственном историческом музее работает отдел музейной педагогики, но они работают с теми учениками, которых преподаватель уже привел к нам в музей. Для преподавателей школы существуют специальные курсы, после окончания которых выдается сертификат. Учитель может привести своих учеников, самостоятельно выбрать витрину, нужные ему экспонаты и работать индивидуально с ребятами».
А вот что предлагает учителям Государственный центральный музей современной истории России? Об этом рассказала заведующая сектором музейной педагогики Надежда Ермакова: «Есть учителя, которые нам в определенный день заказывают тематические экскурсии и в нашем музее проводят урок по этой теме. Привозят целый класс. Они говорят, мы устали от разнообразия учебников, не знаем, какому автору верить. Только в музее можно дать тему на подлинных исторических материалах. Самые востребованные темы в этом году – Революция и Гражданская война. Это не случайная тенденция…».
Получается, профессиональным музейщикам и их школьным коллегам есть чему поучиться друг у друга. Было бы желание! Один из выводов, который сделали участники конференции: «Чаще всего дети приходят к человеку, реже – к коллекции. Если музей строит Человек, то с ним рядом всегда будут ребята. Необходимы мероприятия, направленные на стимулирование работы и повышение квалификации руководителей и актива школьных музеев».
Живая история
Третья конференция состояла из практической части – участники побывали в девяти музеях разных профилей 1400-й, 384-й и 37-й школ Западного округа Москвы – и теоретической. Докладчики рассказывали о проектах, экспонатах, детях, показывали мультимедийные презентации с фотографиями. Собственно, на основе их докладов в выводах конференции появилось еще несколько пунктов. Привести эти пункты никак нельзя без «аргументов» педагогов.
«Важно, чтобы в рамках музея ребята находили бы себя, были востребованы их способности. Поэтому необходимо разрабатывать вариативные музейные программы с разными деятельностными формами работы для детей».
В школьном музее «История Политехнической гимназии. Наука и техника Нижнего Тагила в лицах» есть свои летописцы и оформители. Оформители понятно для чего – все экспозиции размещены на планшетах, а планшеты вывешены в коридорах гимназии. А вот для чего летописцы? Рассказывает Елена Юдина, руководитель музея, педагог дополнительного образования: «Ведутся летописи истории гимназии. Их пишут родители, дети вместе с классными руководителями. Есть летопись музея, летопись научно-методических объединений. Они очень популярны в тот момент, когда проходит аттестация. Все, что происходит с нашими гимназистами, педагогами, – заносится и в компьютер, и в летописи». Есть еще хранители фонда – они ведут учет каждого экспоната, подписывают и нумеруют их. Это самая трудоемкая, кропотливая работа. А самая популярная, конечно, – экскурсовод. Елена Владимировна улыбается: «Все хотят быть экскурсоводами. Это возможность не только на людей посмотреть, но и себя показать. У нас существует городской конкурс экскурсоводов школьных музеев. На него мы делегируем троих ребят с тематическими выступлениями: представление уникального экспоната и экскурсионный рассказ. Как говорить, как держать указку, двигаться – они все должны знать».
«Для развития школьного музея необходимы консолидация сил и опыта взрослых и детей, общение, совместные проекты, конференции и т.п.».
На подольской земле прошла первая конференция, посвященная школьным музеям. А сегодня директор детско-юношеского центра Подольского районного управления образования Ольга Маковецкая говорит о новом этапе развития музейного дела: «При поддержке администрации Подольского района в марте я организовала военно-патриотический отряд «Поиск», в который вошли пять школ. В отряде, кстати, оказались лучшие экскурсоводы из школьных музеев… Мы изучили сначала теоретический курс военной археологии: как копать, что, в каком месте, технику безопасности. Нужно было поработать в архиве, достать карты местности. Получив снаряжение, в июне мы провели первую экспедицию. В августе и сентябре еще две. Как это связано с музейным делом? Ребята своими руками прикасаются к войне, к живой истории. Если нам удается найти смертный медальон, открывается перспектива работы в архиве Министерства обороны города Подольска. А самое главное – родственники будут знать, что солдат, их родной человек, не без вести пропал, они могут прийти, почтить его память».
«Музеи, собирающие экспозиции на «глобальные темы» (например, «Наш край», «Великая Отечественная» и т.п.), вызывают меньший интерес детей, чем музеи, где выделена проблема, актуальная и понятная детям во все времена (например, «Подвиг»)».
Музей Арктики им. Г.Я. Седова возник в 1973 году, собственно, еще раньше, в 1969-м, когда в школе №336 Невского района Санкт-Петербурга была организована выставка, посвященная великому исследователю. Ученики 336-й школы не только изучают биографию Седова, но и участвуют в различных проектах. «Ведь музей, – считает Елена Маркова, его руководитель, – это сообщество детей по интересам. Краеведческая работа у нас началась в тот момент, когда мы стали участвовать в районном проекте «Моя малая родина». Дети пошли по микрорайону, а у нас там очень много заводов и фабрик. Рабочий район с революционными традициями. И когда мы нашли дореволюционную фотографию нашего района и потом фотографию домов, которые рабочие построили в 1927 году, все ахнули, потому что до 1917 года у нас стояли старые хибары, хижины, бараки, грязь была кругом, а через 10 лет после революции появились прекрасные дома. Я сама, кстати, живу в доме постройки 1929 года. В то время этот дом считался элитным. Жили без горячей воды, зато были прекрасное печное отопление, плиты, электричество, санузел. В каждом дворе был фонтан, росли сирень, вишни, яблони. Когда детям об этом рассказываешь, они увлекаются. Чувство патриотизма воспитывается само собой. И ребенок уже не хочет ломать деревья, плевать на асфальт. Он понимает: «Это мое, построенное руками моих предков».
Комментарии