Юлия ДОРОНИНА, воспитатель года России-2022, – суперконкурсный человек. Нет, за год после победы она так и не привыкла к статусу обладателя главного приза в системе дошкольного образования, к комплиментам и «тронным речам». Зато активно участвует во всех событиях «Воспитателя года», очных и дистанционных, общается с друзьями по конкурсу и постоянно пишет об их педагогическом опыте на своей личной странице ВКонтакте: https://vk.com/dirli_school. Она активно участвовала в организации регионального конкурса 2023 года и болела сразу за всех девушек-конкурсанток.
На интервью Юлия Геннадиевна пришла не одна, а со своими друзьями и по совместительству добрыми феями – педагогами и методистами, которые помогали ей готовиться к конкурсу, болели за нее и радовались победе. С такими специалистами захотел бы хоть раз пообщаться любой конкурсант! И у вас будет такая возможность. Но первые вопросы все же – Юлии Дорониной.
– Этот год после победы – каким он был? И как вас встретили после всероссийского финала?
– Встреча была очень доброй и теплой. Получилось так, что накануне я выпустила «подготовишек» в школу и набрала малышей, трехлеточек. И вот встречать меня приехала большая команда родителей и детей – и мои выпускники, уже первоклассники, с мамами и папами, и малыши с родителями. Они радовались, что их воспитатель побывала на таком конкурсе! Коллеги и руководство территориального управления образования тоже меня встречали. Были цветы, подарки, а главное – сердечное приветствие. Это незабываемо. Мы сразу поехали в университет, где я училась. Поделилась опытом со студентами, вдохновила будущих педагогов. А потом начала участвовать во всероссийских семинарах и вебинарах, в том числе для молодых педагогов.
– Что-то изменилось в вашей повседневной практике после конкурса? Появилось желание привнести что-то новое?
– На конкурс я вышла с друдлами*. Технологию мы эту проработали, выпустили пособие «Думать. Размышлять. Упражняться. Дорисовывать. Любопытствовать – ДРУДЛ». Сейчас следующий этап – работаем над друдл-листами и друдл-альбомами. Дети смогут в этих листах работать, в том числе дома, а воспитателям будет легче понять, в чем суть друдлов, ведь листы будут сгруппированы по темам.
– А родители ваших воспитанников используют друдлы?
– Они меня просто заставляют постоянно продолжать эту деятельность. Потому что очень увлечены. Еще и тот фактор срабатывает, что многие друдлы сами дети придумали. До сих пор они заходят на мой сайт, ищут на нем новые друдлы. Если не видят, пишут мне: «Юлия Геннадиевна, где?»
– Как победитель конкурса вы стали советником министра просвещения России на общественных началах. К чему обязывает этот статус?
– Это большая ответственность, за которую я всегда переживаю. У нас регулярно проходят встречи советников, где мы обсуждаем актуальные темы. В том числе профессиональные конкурсы. Говорили, как сделать их интереснее, улучшить, создать единое пространство, чтобы один конкурс не закрывал другие. Я сказала о том, что конкурсантам не хватает общения с победителями прошлых лет. Хорошо, что Общероссийский Профсоюз образования проводит вебинары с победителями, это очень помогает. Конкурсы во всех регионах проходят по-разному, и когда ты выходишь на Россию, понимаешь, что там другой уровень. Важно осознать это заранее.
– Если неформально и по-честному – для чего воспитателю нужен конкурс?
– Конкурс нужен, когда ты в «закопался» в буднях – родители, дети, документы… перестал расти. И хочешь поделиться своими наработками с коллегами, взойти на следующую ступень. А если смотреть шире, какая важная задача у нас в стране? Повысить качество образования. Качество во многом зависит от профессионализма педагога. Повышая его, мы будем эту задачу решать. А повышать можно благодаря профессиональным конкурсам.
– Какой совет вы бы дали нынешним конкурсантам?
– Нужно продолжать любить свое дело, верить в себя. Но при этом понимать, что на конкурсе ты не обязательно будешь первым. Тебе от конкурса надо получить другое. Расширить горизонты общения, взять другие практики на заметку и показать себя, свой опыт, «заразить» им других.
Пора поговорить и со скромно сидящими рядом коллегами Юлии Геннадиевны. Не просто коллегами – задушевными друзьями, которые знают друг друга 20 лет. Итак, представляю вам педагогов из Краснооктябрьского района Волгограда – Наталью Петровну Озерину, старшего воспитателя детского сада №200, и Викторию Вячеславовну Горшенину, заведующую центром развития ребенка №4. К ним сразу – за рецептом победы.
– Есть какой-то секрет подготовки конкурсанта-победителя?
Наталья Озерина: Мы давно следим за профессиональным становлением Юлии Геннадиевны. Будучи экспертами по аттестации, впервые увидели ее как воспитателя, когда она аттестовывалась на категорию. Увидели ее потенциал, как она взаимодействует с детьми, чувствует их. В 2014 году Юлия принимала участие в районном конкурсе «Воспитатель года». И стала второй.
Виктория Горшенина: Более того, мы были теми людьми, которые голосовали за то, чтобы она была вторая, а не первая.
После «мхатовской паузы» в разговоре и искреннего смеха коллеги продолжают рассказ.
Наталья Озерина: Юлия Геннадиевна понимает, что ее опыт на тот момент был неконкурентоспособен и не было личной мотивации. И когда Юлия сказала, что хочет снова попробовать себя в этом конкурсе, я поняла: человек достиг зрелости в профессии. Чтобы не оказаться в стагнации, нужно было какое-то яркое событие. А какое событие может быть ярче, чем «Воспитатель года»?! И тогда мы стали выбирать из Юлиного опыта, профессионального багажа самое интересное. А еще мы просмотрели видеоматериалы с «Воспитателя года» – все, что было за три года выложено в Сети: мастер-классы, педагогические находки и так далее. Чтобы заявляться на профессиональное состязание, нужно понять, насколько ты конкурентоспособен. И мы поняли, с чем можно выступить. Решили – идем на конкурс.
Виктория Горшенина: Нам, как и Юлии Геннадиевне, было интересно себя попробовать. Юлии – в роли воспитателя, нам – в роли старших воспитателей. Мы методисты дошкольного образования, это наш функционал.
Наталья Озерина: Мы сказали Юлии Геннадиевне – нужно описать свой педагогический опыт. Педагогу всегда есть что показать. Но очень трудно описать это в системе. Чтобы представить педагогическую находку, ее нужно не просто обозначить, необходимо, чтобы жюри увидело место находки в деятельности педагога, насколько она актуальна, инновационна, как может быть использована коллегами. А это получится, только если воспитатель изложит идею на бумаге в виде системы, технологии.
– Вы исходите из желания воспитателя участвовать в конкурсе или из его возможностей?
Виктория Горшенина: Главное – хотеть. Но, безусловно, педагог должен при этом многое уметь.
Наталья Озерина: Мы видели, как Юлия Геннадиевна взаимодействует с детьми. Все, что зависело от нас, мы помогли сделать – педагогическую находку выстроить, технологию, мастер-класс продумать с точки зрения деятельностного подхода. У Юлии есть главное – принятие ребенка, отношение к нему не как к инструменту, не как к средству, на котором ты демонстрируешь свое мастерство, а как к равному партнеру. На педагогическом мероприятии с детьми идет не просто передача знаний, не просто грамотная демонстрация приемов, происходит взаимообогащающее общение, развитие и воспитание ребенка через совместную деятельность. Федеральный государственный образовательный стандарт апеллирует прежде всего к ребенку. Задача воспитателя – не научить, а создать условия для передачи знаний. Чтобы ребенок захотел что-то сделать, сделал, получил результат, да еще нам об этом рассказал. Юлия Геннадиевна умеет создавать условия.
Виктория Горшенина: Думали мы, что она победит? Мы не исключали такой возможности.
– От чего же зависела победа?
Наталья Озерина: Мы верили в ее талант. Мы знали, что даже если на презентации педагогической находки или мастер-классе что-то не получится, то на занятии с детьми она продемонстрирует то, что является ее педагогической сущностью. И Юлия Геннадиевна получила 60 баллов из шестидесяти…
– Что мешает хорошему воспитателю стать хорошим конкурсантом?
Наталья Озерина: Конкурсанту необходим целый комплекс качеств. Развитие каждого создает базу для того, чтобы человек проявил себя. Стрессоустойчивость, например.
Виктория Горшенина: Публичная презентация – это искусство. Если свойства нервной системы не позволяют, научиться этому искусству очень сложно. Конкурсанты разные. Кто-то хочет участвовать в состязании потому, что ему сказали – надо. Кто-то хочет сам, несмотря ни на что. Как правило, выигрывают те, кто хочет сам. И еще один вывод, который мы сделали о конкурсе «Воспитатель года»: это очень честный конкурс. Мы уже сказали, что анализировали все выступления за три года. Поняли, почему победил каждый воспитатель. И угадали тех, кто победил, не глядя в список лучших.
Оксана РОДИОНОВА
* Друдлы (англ. droodles) – визуальные загадки, головоломки, где необходимо оригинально трактовать изображенную картинку. Единственно правильного ответа в друдлах нет, что позволяет развивать воображение и креативность. Подробно о применении техники в работе с дошколятами можно прочитать на сайте Юлии Дорониной https://doronina.oshkole.ru.
Комментарии