search
main
0

Хождение в народ. или Первый методический автопоезд

В лучшем фильме о школе «Доживем до понедельника» главный герой говорит: «А что у нас, учителей, есть, чтобы отдавать?». В этой фразе-вопросе, фразе-сомнении отражен особый российский подход к понятию профессионализма педагога.

Для членов клуба «Учитель года Ленинградской области» этот вопрос прозвучал конкретнее: «Что есть у педагогов, которые участвовали в конкурсе «Учитель года», чтобы поделиться этим с коллегами?» Совсем недавно организованный клуб, ему нет и года, к сентябрю имел за плечами и помощь в проведении VIII всероссийского слета победителей и лауреатов конкурса «Учитель года», и открытый вниманию коллег сайт в интернете, и проведенные в своих школах открытые уроки, но сомнение в выполненном долге не покидало членов клуба, пока мы не позаимствовали у интеллигенции XIX века идею хождения в народ. Конечно, не революционного, а педагогического.

14 сентября 2003 года девять педагогов-передвижников, победителей конкурса «Учитель года Ленинградской области», на одном из школьных автобусов отправились в путь по городам и весям региона. Акция получила официальное название «Методический автопоезд», так как главным содержанием ее стали открытые уроки и мастер-классы ленинградских «пеликанов». Конечно, помимо демонстрации своего опыта, учителя года пропагандировали всероссийское конкурсное движение.

Первой гостеприимной территорией Ленобласти оказался небольшой промышленный городок Пикалево, что в 200 км от Питера. Ровно день отводился по графику движения автопоезда для работы, и использован он был на все 100! Узнав об уроках учителей года, в пикалевскую школу № 4 пришли не только все местные педагоги, но и «ходоки» из соседних Тихвинского и Бокситогорского районов. Несмотря на то, что предметных секций было девять, наибольший ажиотаж, конечно, вызвали уроки лауреата всероссийского конкурса «Учитель года России-1994», народного учителя России, замечательного преподавателя химии Виктора Башмакова и учителя года Ленинградской области-1996, учительницы начальных классов Юлии Шакшиной. Урок Башмакова по таблице Менделеева научил не столько понимать, сколько чувствовать химию, открыл атомарную красоту этого предмета. Присутствующие на уроке были увлечены гармонией химических связей, в коих нет ничего случайного. Без внешних стимулов и эффектов, используя только Периодическую таблицу, учитель-мастер организовал активную исследовательскую деятельность школьников. Стало ясно, почему ученики Виктора Яковлевича побеждают на всероссийских олимпиадах и поступают на химфаки лучших вузов страны.

Юля Шакшина работала с самыми маленькими, первоклашками. Занятие по теме «Тайна имени» было построено на именах детей, которые сидели в классе. Это был маленький урок самопознания, давший ребятам главное умение – удивляться обыденному, искать смысл в привычном. Эти умения – основа развивающего обучения, сторонником которого и является педагог.

Педагогическое общение бездонно и безвременно. Едва закончились все 27 открытых уроков, а «пеликанов» уже ждал новый почти четырехсоткилометровый путь в самый отдаленный район области – Подпорожский.

Быт передвижников труден и тяжел. Оказавшись в новой территории к полуночи, после семичасового переезда, участники автопоезда столкнулись с отсутствием горячей воды. Ее компенсировало гостеприимство хозяев школы-интерната, приютивших, накормивших и даже уложивших нас спать под рассказы о дремучем, сосновом подпорожском крае, где белки кормятся с рук, по улицам иногда бегают лисы и волки, а один из жителей вместо собаки держит на цепи медведя.

Не знаю, какая глухомань снилась в эту ночь гостям, но утром они столкнулись с профессиональным интересом красивых, молодых, современных педагогов Подпорожья. Выяснилось, что многие из них выехали ночью из отдаленных сел и деревень Прионежья, чтобы увидеть эти открытые уроки. Кабинеты вновь едва вмещали желающих, а каждый урок заканчивался аплодисментами. Особенно долго на этот раз не отпускали лауреата всероссийского конкурса «Учитель года России-1995», заслуженного учителя РФ, председателя клуба «Учитель года Ленинградской области», учителя математики Надежду Новикову и самых молодых участников автопоезда, победителей нашего областного конкурса 2003 года – литератора Елену Румянцеву и географа Дмитрия Щербакова. Надежда Новикова учила старшеклассников геометрическим хитростям на примере трех сосен, Елена провела урок по славянской мифологии, а Дмитрий объяснил, как ориентироваться в самых густых таежных дебрях. Наши занятия закончились долгим профессиональным разговором за «круглыми столами» предметных методических объединений. Здесь решали, как относиться к ЕГЭ и пятибалльной отметочной системе, к концентрическим программам и хаосу учебных пособий. Важно, что мнения подпорожских учителей на этот раз будут донесены до Министерства образования России через посредничество межрегионального клуба «Учитель года России».

А дорога снова звала в путь. Третий день подвижничества клуб встретил в селе, ставшем колыбелью русской государственности, – Старой Ладоге. Сюда в 862 году пришел князь Рюрик, дабы распространить власть Руси от Варяжского (Балтийского) до Русского (Черного) моря. Столкновение германоязычного племени и славянских традиций породило споры и стало пружиной третьего дня открытых уроков. Не случайно для учителей староладожской школы, педагогов четырех соседних районов, прибывших на встречу с учителями года, ключевыми оказались урок истории, проведенный учителем года Ленинградской области-1999 Ириной Зубко, и урок немецкого языка, данный заслуженным учителем РФ, кандидатом педагогических наук, учителем года России-2002 Игорем Смирновым. Удивительное сочетание древности и современности продемонстрировала Ирина, организовав урок по истории древней Ладоги с использованием мультимедийных технологий. На компьютерном экране оживали картины быта и истории родного края, от которого «есть пошла земля Русская». А Игорь Борисович, наверное, был воспринят ладожанами почти как новый Рюрик от педагогики, ибо учил немецкому с нуля. Но интерактивные методы самого титулованного ленинградского педагога захватили и немецкоязычных говорящих и немецкоязычно немых. Урок пролетел легко и непринужденно. Но за этой непринужденностью была бессонная ночь подготовки, свидетелем которой был ваш покорный слуга. Оказывается, и самые заслуженные «пеликаны» тщательно готовятся к каждому уроку.

Четвертый день как четвертая высота. Девятка учителей-пилигримов гостит на героической земле Кировска и Шлиссельбурга, где в 1943 году была прорвана блокада Ленинграда. При всей загруженности члены клуба не могли не посетить братских захоронений советских воинов, защитивших Невский пятачок. «Мы не ушли отсюда, чтобы вы могли жить», написано на одном из обелисков. Отдавая дань героям, педагоги отмечают, что работа российских учителей в последнее десятилетие оказалась сродни этому подвигу. Учителя не ушли из школ, не отошли ни от принципов, ни от совести, чем спасли и поколение и государство.

Базовой школой автопоезда стала единственная в области кировская экономическая гимназия, и неудивительно, что центральным открытым уроком стал урок учителя экономики, победителя всероссийского конкурса «Учитель года России-2000» в номинации «Демократические ценности» Евгения Травина. Тема урока «Справедливые цены» выходит за рамки теоретической экономики, касаясь вечного спора между стремлением к прибыли и совестью.

Завершение методического автопробега запланировано в удивительной Агалатовской школе Всеволожского района. Это один из самых современных районов и одна из современнейших школ, построенных Германией по договору о выводе советских войск. «Пеликаны» вновь погружены в экзотику: с одной стороны, посещение великолепного школьного бассейна, с другой – ночевка в офицерской казарме!

Последний день, а усталости как не бывало. Все девять пассажиров методпоезда проводят по три открытых занятия перед своими коллегами. Не забыто и обществознание: кандидат исторических наук, учитель года Ленинградской области-1997 Людмила Семенова организует активную мыследеятельность учеников на материалах обществознанческих дисциплин. Дискуссия разрешает философские проблемы обязанностей и прав, гражданственности и разумного эгоизма. Вновь мы слышим благодарности и аплодисменты.

На торжественном закрытии присутствовала патронесса клуба «Учитель года Ленинградской области», председатель Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Зоя Георгиевна Найденова. В своей речи она отметила: «Благородный почин ленинградских педагогов не просто акция, а новая форма повышения квалификации, уникальный призыв к педагогическому творчеству. Учителя Ленинградской области еще раз доказали, что им есть что сказать коллегам и подсказать обществу».

А председатель ленинградского клуба «Учитель года» Надежда Новикова демонстрирует карту педагогического хождения. Девять ленинградских «пеликанов» за 6 дней проехали 1250 км, провели 130 открытых уроков для полутора тысяч педагогов из 14 муниципальных образований.

Но главный результат мероприятия не в цифрах, а в словах учительницы одной из школ, принимавших нас. Она призналась, что после открытых уроков учителей года хочется жить, работать, творить.

Послесловие редакции. Участники конкурса в Ленинградской области предложили идею педагогического хождения в народ. А Фонд поддержки российского учительства объявляет о проведении всероссийской акции «Десант учителей года». Весной 2004 года в один день сотни «пеликанов» дадут открытые уроки в своих регионах.

Уважаемые региональные организаторы конкурса и клубы «Учитель года»! Заявки на участие в акции присылайте в Фонд по адресу: 119017, г. Москва, ул. Новокузнецкая, д. 16. Тел./факсы (095) 959-3822; 959-3825; 959-3824.

Евгений ТРАВИН, учитель года Ленинградской области-2000, член межрегионального клуба «Учитель года России»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте