Наша семья переехала в микрорайон Строгино в 1981 году на Таллинскую, 24. Тогда улица была еще разрыта, в город можно было попасть, доехав до метро «Молодежная». Напротив моего дома росли ландыши, поспевала земляника, можно было собирать грибы. Ныне здесь корпус нашей школы «Париж».
В 1981 году открывалось здание школы №133. Учеников было много, дети учились в две смены.
Это нынче школа-красавица. Бело-красно-зеленая. Любовно ухоженная территория. Красивое футбольное поле, теннисный корт, волейбольная и баскетбольная площадки, спортивные снаряды, беговые дорожки, детская площадка. Небольшой яблочный сад – его высаживали старшеклассники. Цветочные клумбы, рябиновая аллея, душистые развесистые липы, багровые осенние клены. Конечно, березы, сирень… Деревья и кусты были совсем маленькие, а вымахали как!
Во дворе памятник М.И.Цве­таевой (работа З.К.Церетели), имя которой носит школа благодаря кропотливой и многолетней работе А.П.Марьиной, влюбленной в свой предмет – литературу. До сих пор помнят ее выпускники за богатый школьный музей поэтессы. Каждое утро ребят встречает Марина Ивановна Цветаева на постаменте и «дарит» им розу – внешнюю красоту и внутреннее совершенство.
А в далеком 84‑м мы об этом только мечтали – А.В.Зуев, учитель физкультуры и любимец школьников, В.А.Хмель, любимый директор на все времена, и я, по жизни романтик.
Вера Александровна открывала школу в 1981 году. И собрала в ней прекрасный педколлектив. Многие жили рядом со школой. Вспоминаю, как душевно встретил меня педколлектив 133‑й. Я была окружена заботой учительского братства. Моя судьба складывалась, как у всех: университет, школа, депутат горсовета, преподаватель МОПИ имени Крупской. Но семья – ячейка общества. Вернулась в школу, ближе к дому, а то добираться до работы полтора-два часа. Хотя был сдан кандидатский минимум по педагогике и почти готова диссертация. И вот уже 35 лет работы в школе.
В моей школе мы растили и учили своих детей, теперь учим внуков. Доверяем мастерству друг друга, родному коллективу, многолетнему опыту настоящих мастеров. Поэтому ученики нашей школы поступают в те вузы, которые наметили себе еще в ее стенах. Далеко не надо ходить. Две дочери окончили школу с серебряной медалью, а внучка, Дарья Федина, пополнила список стобалльников ЕГЭ по русскому языку. Сейчас она учится на 3‑м курсе политеха.
Нередко наши выпускники возвращаются в школу сначала на педпрактику, потом на работу учителями как начальной, так и средней школы, воспитателями детских садов.
На сегодняшний день у нас три корпуса: «Москва», «Париж» и «Севастополь». Это дает возможность школьникам вовремя определиться в обучении, выбрать нужный профиль.
Многие ученики продолжили увлечение педагогов. Вспоминаются школьный ежегодный летний лагерь «Калинка» по две смены подряд, а также участие воспитанников (в качестве болельщиков) на спортивных соревнованиях «Москва – Юта».
90‑е годы сказались и на моей школе. Это теперь территория ухоженная, комфортная для учебы и отдыха. А тогда ученическая трудовая бригада работала во дворе и здании – корчевали пни, сооружали клумбы, высаживали деревья и кусты, красили заборы, осенью сгребали и закапывали листву, каждую четверть отмывали столовую. Школьники, учителя, родители. Труд сплотил нас. Реальные дела. Это ученики моей школы отмывали окна в стоматологической поликлинике во дворе 24‑го дома, трудились, восстанавливая дом Шаляпина. Зато трудных детей становилось все меньше.
А сейчас конкурсы, олимпиады, проекты, работа в школьных музеях. Экскурсии, музеи, кружки. И не годами, а десятилетиями. Ведь школе (корпусу «Москва») 38 лет!
Ольга Филипповна Прибылова – вдова ветерана Великой Отечественной войны (в октябре ей исполнился 91 год) – тоже считает мою школу своей, потому что постоянно общается с учениками. Вместе сотрудничаем с ветеранами 25‑го танкового корпуса, ветеранами близлежащих домов и деревни Троице-Лыково. Это с помощью коллектива школы установлен памятник погибшим воинам деревни. Ученики нашей школы ухаживают за могилами связистки Зины Ножкиной и сержанта Левашова на деревенском кладбище. С помощью учительского коллектива на территории памятника к 70‑летию Победы установлены два стенда, где написаны места захоронения воинов. Родственники бойцов благодарят за полученную возможность найти могилы близких, поклониться им и поблагодарить за Победу. И ученики так воспитываются, на примере поступков взрослых, учителей.
Моя школа – это моя жизнь. 35 лет в одной школе, в одном дворе. Приятно, когда тебя узнают на улице, во дворе, здороваются, а то и останавливаются для беседы, благодарят. А еще моя школа – кузница кадров. Ведь наши коллеги (6 заместителей директора) были назначены директорами школ города.
Ответственность, сплоченность, мастерство отличают мой школьный коллектив. Здесь каждый учитель может сказать, как В.А.Сухомлинский: «Сердце отдаю детям». Настоящие педагоги, искусные мастера. Постоянно учатся, совершенствуются, иначе не смогут учить.

Валерия КОЗЫРЕВА,
учитель русского языка и литературы школы №1619