search
main
0

Хотим – можем! Организация природоохранной работы с детьми

Сегодня проблемы экологии выходят на первый план. Воспитание детей экологически грамотными даст в будущем возможность улучшить состояние окружающей среды. Важную роль в этом воспитании дает не только теоретическое изучение детьми основ экологии как науки, но и практическая природоохранная деятельность детей. Мы в нашей детской организации эту работу сделали приоритетной.
Во-первых, дети сразу видят результаты своего труда.
Во-вторых, они много времени проводят на свежем воздухе, а следовательно, при правильно организованной работе и сочетании ее с играми происходит закаливание и укрепление здоровья детей.
А, в-третьих, общение с живой природой помогает детям расти добрыми и отзывчивыми.

С чего начать?
Главное – уметь убедить детей в необходимости данной работы. Показать им все плюсы от выполнения работы и минусы от бездействия. Совершенно необязательно привлекать сразу большое число детей. Сплоченный маленький коллектив единомышленников сам будет расти, если ваши действия будут правильными, если у вас будут конкретные цели и задачи, а труд будет сочетаться с отдыхом на природе. Начните с разведки. Но прежде чем привлечь к ней детей, начните ее сами. Посетите возможные объекты будущей деятельности – свалки бытовых отходов, пляж на реке или озере, ближайший парк или лес, а может быть, просто пустырь или двор, где можно посадить аллею деревьев. Если вы будете работать во дворах, то вам просто необходимо подготовить почву, создать здесь положительное общественное мнение и привлечь к работе жителей. Совершенно необязательно разговаривать с каждым жильцом, можно выпустить листовки-обращения и повесить их на каждом подъезде.
Начав с малого, можно дойти и до решения более сложных задач.

Что мы можем?
1. Спасти мальков рыб. Осенью обычно падает уровень воды как в больших, так и в малых реках. Остаются отрезанными от большой воды целые заливы, которые постепенно пересыхают. Особенно хорошо это заметно там, где возле берега находится большое количество небольших островов. В этих заливах остается молодь рыб, которая весной вылупилась из икринок и спасалась на мелководье от хищников. Если руки человека не перенесут ее в реку, она погибнет. Мы уже знаем возможные места появления таких заливов и стараемся не упустить момента. Но подобная картина может случиться и весной, если после разлива реки вода резко спадет. Тогда почти на берегу остаются икра и только-только вылупившиеся мальки. Для этой работы вам понадобятся большие марлевые сачки и ведра.
2. Облагородить родники. Всем приятно пить воду из чистого родника, в котором нет мусора, который удобен для пользования. Часто, особенно в засушливые годы, родник можно определить только по сырой земле. Для расчистки родников существует определенная технология. Надо выкопать ямку в том месте, где родник берет свое начало, и выложить ее дно камнями, затем прокопать на необходимую глубину русло. Но многие родники требуют более простой очистки от мусора, веток, бревен. Главное, чтобы эта акция не была одноразовой. Родники не надо забывать, о них надо заботиться постоянно, из года в год. Тогда и они всегда будут радовать вас чистой водой. И, конечно, в любом туристическом походе, когда вам встретится родник, требующий вашей помощи, не забывайте об этой форме работы.
3. Бороться с мусором. После отдыха человека в лесу или у реки остается огромное количество мусора. Поэтому на всех оборудованных туристических стоянках должны быть предусмотрены специальные ямы. Может быть, закапывать мусор – не очень интересное дело, но зато очень конкретное и важное. Поэтому саперная лопата в походе – один из самых необходимых инструментов.
4. Озеленить территории. Конечно, начать надо со школьного двора и дворов близлежащих домов. Сегодня сложно достать саженцы, но из этого положения есть выход. Во-первых, можно проредить дикую поросль в лесу (лучше согласовать это с лесником). Во-вторых, в городе часто сносятся старые дома и при этом гибнут кустарники и деревья, а их можно пересадить на новое место. В-третьих, можно решить данный вопрос с администрацией города или района.
5. Провести День Земли. Во всем мире 22 апреля каждого года проводится этот день. Все дела в этот день направлены на благоустройство нашей планеты – озеленение, уборка мусора и т.д. И особое внимание в этот день отводится охраняемым природным объектам – заповедникам, природным паркам, памятникам природы. Когда-то наша пионерская дружина стала инициатором проведения в этот день городского пионерского экологического субботника. И с тех пор каждый год мы проводим месячник, посвященный особо охраняемым природным объектам, а 22 апреля выходим на посадку деревьев в городе.
Но сначала мы печатаем и расклеиваем листовки с призывом ко всем жителям города посадить в этот день по одному дереву или навести порядок у себя во дворе. Вот наш вариант листовки:

Люди!!!
22 апреля во всем мире проводится День планеты Земля. Уже ни для кого не секрет, что наша планета находится на грани экологической катастрофы. И в нашем городе экологическая обстановка далека от нормальной. Поэтому долг каждого жителя – внести свой вклад в ее улучшение. Смотрите, сколько грязи и мусора появляется из-под снега на улицах города! Посмотрите на наши дворы, во многих из них нет ни одного дерева, о каком же чистом воздухе мы можем думать?
А ведь нас, детей, в городе несколько тысяч. Если каждый из нас посадит по дереву – это уже целая роща. А если нам помогут и взрослые? Но деревья надо не только посадить, их надо вырастить. Пионерская дружина “АРГО” предлагает всем детям и взрослым провести 22 апреля экологические субботники. Это будет наш вклад в улучшение экологической обстановки города.
Пионеры дружины “АРГО”

Кстати, 5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды, тоже повод не сидеть сложа руки.
6. Защитить первоцветы. Каждую весну мы печатаем листовку под названием “Внимание, первоцветы!”. В ней мы объясняем людям, что многие из этих растений занесены в Красную книгу и находятся на грани истребления. Просим их сохранить цветы в лесу, а не нести домой. Надо сказать, что к нашим листовкам даже коммерческие структуры относятся с уважением и не срывают их с дверей своих магазинов, чего нельзя сказать о других объявлениях. А еще можно организовать рейды по рынкам, где часто продают букеты ландышей и подснежников, сфотографировать незаконных торговцев, а фотографии опубликовать в газете или передать в городской комитет экологии.
Подобные листовки, но уже по поводу сохранения елей в лесу мы расклеиваем перед Новым годом.
7. Организовать палаточный лагерь. Его с нетерпением ждут все наши пионеры, потому что это еще и отдых на природе целую неделю. Описывать все этапы подготовки и проведения лагеря, пожалуй, нет смысла. Но если вас это заинтересует – обращайтесь.
Хочу только сказать, что лагерь дает огромные возможности для изучения природы и природоохранной деятельности.
8. Вести пропагандистскую работу. Про листовки я уже говорил, но это еще не все. Огромный эффект дает фотовыставка, которую вы можете провести в Доме творчества, в школе, в городском музее и т.д.
При наличии видеокамеры можно снять фильм о последствиях пребывания человека на природе. Мы сняли такой фильм, показали его на местном телевидении, а копию передали в комитет экологии города. Кроме этого, мы проводим конкурс экологических плакатов, работаем с малышами, с природными материалами в мастерской “Природа и фантазия”. Но главное – учим младших школьников правильно вести себя в лесу, на реке, на лугу, чтобы не причинять вреда природе. Знакомим их с растениями, занесенными в Красную книгу. И, конечно, метод убеждения нужно сочетать с личным примером. Если вы идете с детьми в поход, надо делать все именно так, как вы их учили. Да и учить их лучше в лесу, у костра.
9. Взаимодействовать с природоохранными организациями. О международной организации ГРИНПИС вы наверняка слышали. Вы можете иногда получать литературу, бюллетень этой организации, видеофильмы, а также узнавать адреса единомышленников для обмена опытом. Их адрес: 101428, Москва, ГСП-4. А еще существует фонд охраны дикой природы, с которым тоже можно сотрудничать: 125319, Москва, а/я 55.
Всемирный союз охраны природы – очень серьезная организация, что, впрочем, не мешает ей проводить для детей различные конкурсы, в которых бывает не только интересно, но и полезно участвовать. Адрес: Москва, 123182, ул. Маршала Василевского, 17.
Еще одна организация – Союз охраны птиц России: 111123, Москва, шоссе Энтузиастов, д. 60, корп. 1.
Следующая организация – “Экологическое Содружество”. У нее несколько направлений деятельности, и вы наверняка найдете интересное для себя. Адрес: 103006, Москва, Воротниковский пер., д. 11, кв. 46.
Интересный проект под названием “Экогруппы” действует в Санкт-Петербурге. С их помощью вы узнаете, как сделать свой быт более экологичным и экономичным. Пособие по проекту вы сможете заказать по адресу: 191187, Санкт-Петербург, наб. Кутузова, 14, ИНЭНКО РАН, проект “Экогруппы”.
Ассоциация экологического образования (АсЭкО) выпускает свой журнал, причем не только в печатном, но и в электронном виде. На электронный вариант можно подписаться бесплатно и получать по электронной почте два раза в месяц, причем там вы сможете публиковать свои отзывы об опубликованных материалах и предлагать к размещению свои разработки в области экологии и одновременно участвовать в конкурсе публикаций. Их адрес: 249020, Калужская обл., г. Обнинск-9, а/я 9081.
10. Устраивать экологические игры. Через игру дети быстрее получают необходимые знания и умения. С этими играми вы сможете ознакомиться здесь же.
11. Мастерить кормушки и скворечники. Старая и хорошо известная форма работы, а потому и не стоит от нее отказываться.
12. Собирать макулатуру. Это тоже форма охраны природы, причем очень серьезная. К тому же она приносит деньги, пусть и небольшие. А деньги вам понадобятся на фотопленку, на краски и бумагу и на многое другое.
Мы стараемся делать упор на конкретную помощь природе. Наверное, это происходит еще и потому, что в такой работе ребята быстрее сплачиваются, быстрее находят общий язык. Мы пытались начинать с экологических конкурсов, агитбригад, но как-то это не очень прижилось. Разговор у костра по душам после совместной работы завязывается быстрее, чем в школе. Поэтому не бойтесь идти с детьми в лес, но сами подготовьтесь к этому сначала теоретически, чтобы знать, что вы делаете и зачем, только тогда вы сможете убедить ребят в необходимости всех ваших действий. И никогда не будьте с ними только руководителями, ведь вы ищете единомышленников, вот и становитесь ими сразу.
Олег КАМАКИН,
руководитель пионерской дружины “Арго”
Волжск,
Республика Марий Эл

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте