Волгоградская область принимает гостей с размахом, от всей души, качественно, хотя времени на подготовку было совсем немного. У экспедиции шесть местных организаторов! Комитеты по образованию и природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области, Волгоградский государственный педагогический университет, Волгоградская государственная академия повышения квалификации, администрация Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, природный парк «Волго-Ахтубинская пойма». И это не считая инициаторов грандиозного проекта – нашей «Учительской газеты», Межрегионального клуба «Учитель года», Московского центра педагогического мастерства, Волгоградского областного Совета победителей конкурса «Учитель года».
Оксана РОДИОНОВА, Волгоград – Москва
Я пытаюсь обойти территорию спортивно-оздоровительного лагеря ВГПУ, чтобы увидеть все самое главное. Сегодня день не совсем обычный – ребята и учителя готовятся к научно-практической конференции по итогам экспедиции, которая состоится завтра, между прочим, в воскресенье. А параллельно проходят мастерские по специальной программе углубления. Как вообще строится экспедиция? Съезжаются учителя со своими учениками – это делегации. Ребята перемешиваются и образуют учебные группы, которые по расписанию ходят на мастерские педагогов. Хотелось сказать – всех по очереди, но это будет неправильно. Экспедиция настолько разрослась, что попасть на все мастерские просто нереально. Мастерская длится весь день – утром до сиесты и после полдника, когда жара немного спадает. Сегодня на занятия ребята пришли добровольно, не по расписанию – в зависимости от того, кому какая мастерская больше понравилась за время экспедиции. И тема сегодня изучается немного подробнее, чем в первый раз.
Рядом с колодцем нахожу Светлану Коблякову, учителя географии Междуреченской средней школы Ханты-Мансийского автономного округа. В 2006 году ей «повезло» оказаться в числе пятнадцати учителей, не допущенных к всероссийскому финалу «Учителя года» из-за того, что они не были участниками ПНПО «Образование». Если бы вы видели, какими аплодисментами приветствуют все от мала до велика в экспедиции Светлану! Вот она, слава настоящего учителя! Она уже «ветеран», четыре года в проекте…
Светлана Владимировна рассказывает: «Наша мастерская – «Автономное существование в природе». Сначала мы представляли, что заблудились. Зачем? Чтобы почувствовать, каково людям заблудившимся – все устали, хочется пить. Надо определить, сколько воды остается, что дальше делать. Потом они выбирают лидера, лидер начинает командовать – где взять воду, как развести костер, как перебинтовать. А сегодня нам надо было еще две маленькие шоколадки на 16 человек разделить». Ребята учатся ориентироваться в различных условиях, запоминают важные правила, например, такое: «Если заблудились и не знаете местности, бесполезно ходить, искать. Надо оставаться на месте и ждать помощи».
Весьма полезная информация! Ведь ребята приезжают разные. Есть совсем домашние дети, впервые попадающие в походные условия. И… вот удивительно – прекрасно себя чувствующие! Готовы приезжать в экспедицию каждый год. Одна из причин – сохранение лучших традиций и свежие идеи, появляющиеся каждый год.
Светлана Коблякова поделилась тем, что запомнилось из спортивной эстафеты года 2010-го: «Владимир Нодарович придумал конкурс – в реке плавает бутылка. На бутылке лежит сухарик. Задание: девочке остаться сухой и достать сухарик. То есть мальчики должны ее пронести над водой…»
Поговорить в этот день с легендарной личностью экспедиции Владимиром Головнером мне так и не удалось. Не потому что родоначальник проекта такой гордый, нет. Владимир Нодарович, лауреат московского конкурса «Учитель года-1997», преподаватель химии школы №1259, доступен и прост. Если вы его поймаете на одном месте. Мне, в общем-то, даже повезло – я застала его в пресс-центре пьющим кофе. И он даже начал размышлять о том, что успех экспедиции определяют люди, если бы не было такой команды – не было бы и такой атмосферы, притягивающей каждый год и ветеранов, и новичков. А потом кто-то его позвал, и Владимир Головнер испарился. Все-таки в любом деле обязательно должен быть человек, отвечающий за все и вся. Впрочем, без помощников не обойтись. В этом году самый сильный помощник – учитель года Волгоградской области и одновременно участник прошлых экспедиций, заместитель директора Краснослободской городской гимназии Елена Мейснер. Она координировала всю подготовку в области, и это стало главным делом жизни на полгода и для Елены, и для ее семьи. На закрытии ребята и учителя дружно приветствовали и мужа Елены Алексея – оператора экспедиции, и ее маму, и свекра, и сыночка Алешеньку.
Выхожу из пресс-центра и попадаю на площадь, где висят по традиции флаги всех делегаций, есть сцена, на которой проходят концерты. Кстати, вчера вечером здесь был концерт, где впервые ребята представляли номера, совместно подготовленные представителями разных делегаций. Девочка из Белгородской области и мальчик из Владимирской исполняли танец, а болгары и ребята из Адыгеи и Калмыкии вместе исполняли болгарские и кавказские танцы. Зрелище потрясающее. А когда Катя Чех из Новосибирской области, многолетняя участница экспедиции, в этом году приехавшая сюда в последний раз (она окончила школу), начала знаменитые «Расстояния» – песню-талисман летней и зимней школ, все захлюпали носами. Ведь и правда:
Нас разделяют расстоянья и
мосты,
Звезды на небе и мечты,
А так хотелось быть рядом,
рядом с тобой…
На той же площади сегодня пусто и ярко-солнечно. Пробегает мимо Андрей Семке, учитель года Кубани-2000. Он, его жена Галина, учитель года Дона-2004, четырехлетний сынок Вася взяли семейный подряд – неизменно участвовать в летних и зимних экспедициях. Андрей восхищается учениками:
«На занятиях дети стали очень активно работать. В первых экспедициях попадались ребята, которые приезжали просто отдыхать. А здесь большая часть детей работает. Появились мероприятия, которые так детей сплачивают, что оторваться им потом будет очень сложно друг от друга. Скоро уже семейные пары появятся среди бывших учеников, причем из разных регионов».
И еще возникает дружба – такое утерянное в современном мире состояние. Девятиклассник из Волгоградской области Ринат Бальбеков рассказывает: «Друзья заводятся, когда просто сталкиваешься с кем-то, спрашиваешь: «Как дела?» или стоишь в очереди в ларек за водой. Или когда подошел вечером к группе, которая играет на гитаре, и начинаешь петь песни, познакомился, разговорился. Интересно узнавать о других городах, о людях, которые их населяют».
Александр Петрушин из Сарова Нижегородской области, не сговариваясь, говорит о том же. «Интересно общаться с ребятами из других регионов, получать знания вместе и взаимодействовать. Интересная внеучебная программа, разные конкурсы, эстафеты, спортивные мероприятия. Все нацелено на то, чтобы всех познакомить и сплотить». Замечаю: «Познакомились и разъехались…» – «И общаемся, – возражает Саша. – Раньше письма писали, когда только начиналась экспедиция, сейчас Интернет всех объединяет». – «Что для вас самое интересное в этой экспедиции?» – «Атмосфера дружбы, взаимодействия, одухотворенности. Не хочется уезжать».
Не смотрите, что ребята говорят красивые фразы – законченные формулировки из уважения к журналисту. Но все искренне. Назавтра они будут провожать друг друга и горевать, не скрывая слез. Инна Каракчиева – учитель географии, экологии, учитель года Республики Коми-2000. Вместе с Владимиром Головнером она один из столпов экспедиции, например, на ней лежит обязанность составить и утрясти расписание, что весьма непросто… Так вот, Инну Викторовну чуть не придушили в объятиях ребята, а когда она отъезжала, ее лицо было мокро от слез… Инна призналась, что иногда во время экспедиции ее удивляют, что дети добровольно занимаются, жара ли, холод, не уходят, хотя никто их не заставляет. А вот руководительница болгарской делегации, учитель географии школы №73 Софии Елизабета Бойдева, считает, что это нормально, ведь учиться летом – вещь, принятая во всем мире. Елизабету восхищают практические уроки среди природы, и «очень-очень нравится, что детям здесь ни минутки свободного времени не оставляют. То они самостоятельно работают, то в группе, то вечером интеллектуально развлекаются».
И такое ощущение, что вовсе не устают. Я прохожу мимо беседки и футбольного поля, полных ребят. В жиденьком тенечке над ноутбуком склонилась Надежда Растрепина, учитель математики лицея №1 города Цимлянска Ростовской области, участница прошлогоднего конкурса «Учитель года России». Она в экспедиции первый раз. Мастерская Надежды Михайловны называется «Биоиндикация по листовым пластинкам дуба». Не слишком математическая тема? А вот и нет… «Дети тоже спрашивают, как меня, учителя математики, занесло сюда. Мы исследуем симметрию в природе, скакнули в биологию, химию. Так что мне пришлось тоже много чего узнать…». Надежда цитирует своего ученика: «Это самый прикольный лагерь, в котором я был».
День заканчивается. Будет завтра с отъезжающими днем и ночью автобусами на вокзалы и в аэропорты. И совсем скоро появится запись на всех дружеских страничках «ВКонтакте»: «Я уже скучаю…».
Комментарии