search
main
0

Хоть криво, но сами

Как сделать речь яркой, выразительной, правильной? Каковы слагаемые успешной речи? В этом нам помогают элективный курс «Культура речи» для девятиклассников и урок «Изобретение речи». Девизом к нему я взяла слова Лессинга: «Спорьте, ошибайтесь, заблуждайтесь, хотя криво, но сами».

По своей форме это урок защиты творческих проектов, в котором используются следующие приемы деятельности: речевая разминка, деловая игра, работа в группах по созданию проекта, презентация проектов. Дети разбиваются на группы, в  каждой – по 6-7 человек. Для более эффективной и успешной работы каждый из учащихся берет на себя определенную роль: менеджера проекта, специалиста по рекламе, дизайнера проекта,  художника-оформителя, редактора… Результаты своих исследований дети отражают на стендовом докладе в виде опорных схем и таблиц, снабжая их красочными иллюстрациями. Участники проекта «Общение, слово в народной мудрости», собирая русские пословицы и поговорки о роли общения и слове, узнают о том, какими качествами должен обладать собеседник, к чему призывает и от чего предостерегает нас народная мудрость. Группа «Невербальные средства общения» изучает многообразие данных средств и их роль в общении. Дети, работающие над проектом  «Как готовиться к публичному выступлению», исследуют виды подготовки к выступлению, изучают факторы успешного публичного выступления. В четвертой группе «Каждый ли может стать хорошим оратором?» ребята изучают  вклад античных риторов, ораторов в развитие мастерства публичной речи, историю ораторского искусства. Пятый проект называется «Хрия как структурно-смысловая схема речи». Хрия – от греческого «польза, пользование»  – это схема, возможный порядок следования частей будущей речи.После 20-минутной работы в группах пять учеников  выступают с докладом. Итогом урока становятся сообщения «экспертов» – специалиста по теме и специалиста по культуре речи, которые анализируют выступления  с различных позиций.  Завершающий этап урока – тестовое задание «Какой вы ритор?». Каждый должен оценить себя с точки зрения владения риторическими навыками и умениями. Систему оценки каждый выбирает сам: может быть, это умение  ориентироваться в речевой ситуации,  импровизировать,  решать поставленную коммуникативную задачу или владение ораторской речью, голосом, несловесными средствами общения. На дом ребята получают задание подготовить трехминутное сообщение «Прошу слова» на свободную тему. Светлана  ПЫРЕНКОВА, учитель русского языка и литературы средней школы пос. Опытный, Цивильский район,  Чувашская Республика

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте