Александр ШОХИН, президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП): – В структуре подготовки очевидное и не соответствующее потребностям экономики преобладание выпускников вузов. Спрос на молодых работников, закончивших обучение в СПО, со стороны компаний велик, но с оговоркой. В структуре подготовки также существуют диспропорции.
Компании, особенно крупные, нуждаются в специалистах производственного профиля, в меньшей степени – в экономистах и других специалистах «гуманитарного» профиля. Самим же СПО часто выгоднее готовить последних – не требуется существенных затрат на техническое обеспечение учебного процесса.
В целом уровень подготовки выпускников колледжей удовлетворительный. Но существует значительная дифференциация между учебными заведениями. Она объясняется множеством причин, например, материальной базой, качеством и энергичностью педагогов и руководителя. И что особенно важно, теснотой связей с непосредственными потребителями – компаниями. Как нам видится, качество подготовки нужно обязательно поднимать во всех учебных заведениях. Сделать это в громадной массе колледжей крайне сложно. Пока бизнесу не очень ясна позиция государства относительно будущего НПО и СПО. Очевидно, что нужно ломать к ним отношение как к промежуточной ступени для продолжения обучения в вузах. Необходимо уходить от сложившегося мнения, что НПО и СПО предназначены для тех, кто по разным причинам не смог попасть в вузы. НПО и СПО – не тупик, а самостоятельные, нужные и важные для молодежи и экономики ветви профессионального образования.
Престиж рабочих профессий нужно поднимать обязательно. На мой взгляд, мы создали у молодежи ложное представление о непрестижности рабочих профессий. Молодежь нередко связывает карьерный успех и успех в жизни с высшим образованием. Но ведь это не так. Квалифицированный рабочий или специалист со средним специальным образованием может, если он хорошо обучен, зарабатывать существенно больше «средненького» обладателя вузовского диплома. Уверен, что нужна по этой теме государственная программа, которая связала бы часто разрозненные действия органов управления и бизнеса, нужны развернутая и действенная система профориентации и профинформирования, подключение к этой работе СМИ. Важно перейти от тезиса «Мы делаем» к тезису «Мы сделали», добились реального изменения ситуации. Критерий результативности – реальный разворот молодежи в сторону НПО и СПО, которые должны стать учебными заведениями первого выбора.
Комментарии