Анна МЕХЕД, учитель года России-2007, в прошлом году стала директором лицея МВТУ №1581. Она рискнула уйти из вполне благополучной «Школы будущего» №2030, куда пришла после победы на конкурсе на замещение этой должности в школе-новостройке, объявленном Центральным окружным управлением образования. Анна Григорьевна вполне сознательно пришла на работу в образовательное учреждение, имеющее уважаемый статус, но располагающееся в старом здании. Дав Анне Мехед время на обустройство, в начале нынешнего учебного года мы навестили ее и задали несколько вопросов, которые давно интересуют педагогическое сообщество Москвы.
– Лицей не простой – он подшефное образовательное учреждение МВТУ имени Н.Э.Баумана. Как складываются ваши отношения с ректором?
– Когда я стала директором, первый звонок был от ректора МВТУ Игоря Борисовича Федорова, который поздравил меня с назначением. Это, я бы сказала, внимание старшего брата. Конечно, вузу хотелось бы получать из лицея хороших студентов, которым было бы легко учиться там, а основная задача лицея – научить будущих студентов учиться.
– Выпуск 2009 года был успешным? Удалось ли кому-то из ребят получить 100 баллов по ЕГЭ, были среди выпуска победители предметных олимпиад?
– По математике мы шестые по рейтингу, а по физике на две десятые обошли лицей №1580 (первый лицей МВТУ) и очень этим гордимся. Стобалльников у нас не было, зато были те, кто получил свыше 90 баллов по математике. Очень хорошо сдали ребята ЕГЭ по информатике, по русскому языку средний балл – 64, что тоже хорошо. Что касается побед лицея, то мы получили Гран-при на Всероссийском конкурсе программ и научно-методических разработок «Наука и практика обеспечения детского и молодежного отдыха» в Анапе. В финале Второго Всероссийского чемпионата по дебатам «В зоне особого внимания» команда лицея №1581 заняла второе место. Победителями конкурса на грант префекта ЦАО стали Кирилл Башкатов, Андрей Некрасов, Герман Бошеров, Давид Брегвадзе.
– Все выпускники лицея 2009 года пошли учиться в МВТУ?
– Нет. Из ста выпускников 64 поступили в МВТУ, 80 – подавали заявления изначально, но потом не принесли подлинники аттестатов: кто-то ушел на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ имени М.В.Ломоносова, кто-то – в МФТИ, кто-то – в МЭИ, кто-то – в МАИ. Из оставшихся двадцати были те, кто пошел на филологический факультет пединститута, на факультет иностранных языков, в другие вузы.
– Вы же выпускаете из лицея математиков, при чем тут гуманитарные специальности, которые выбрали некоторые ребята для продолжения учебы в высшей школе?
– А почему бы и нет? Математикам легче справляться с гуманитарными науками, чем тем, кто не занимается естественными и точными науками. У них другой тип мышления, причем наши ученики – дети, интересующиеся абсолютно всем.
– Как вы чувствуете себя в роли директора?
– Могу сразу сказать, что никогда не стремилась быть директором, когда мне предложили возглавить лицей МВТУ, прежде всего посоветовалась с мужем, получила от него добро и согласилась. Для меня это было очень важно, так как на такой работе очень многое определяет поддержка семьи. Я ее ощущаю.
– А тяжесть директорской работы ощущаете?
– Ощущаю только в том смысле, что в этом старом здании нет многого из того, к чему привыкла в 2030-й, главным образом того инновационного оборудования, которое дает возможность по-иному выстраивать учебный процесс. Там было все, что нужно, только работай и все.
– А в этой школе нельзя делать то, что хочется?
– Можно, но это дается сложней. Здесь учатся дети изо всех округов Москвы, в 2030-й – дети из одного микрорайона.
– Ваш лицей, по сути дела, математическая школа. В этом году состоялся ваш первый набор в лицей. На что прежде всего вы и ваши коллеги обращали внимание?
– Конечно, нам для успешного обучения нужны хорошо подготовленные дети, но когда к нам приходят на собеседование ученики из разных школ, приходится учитывать, что у них были и разные учителя. Поэтому в этом году была четко обозначена такая позиция: нам нужно обращать внимание не столько на знания ребят, сколько на их способности и возможности. Мои представления о том, кто должен учиться в лицее, совпали с тем, кого мы набрали. С каждым ребенком и каждым родителем я поговорила.
– Кстати, о коллегах. Как думаете, удалось ли вам вписаться в этот новый коллектив? Кого вы привели за собой, с кем расстались из старого состава педагогов лицея?
– Трудно сказать о самой себе, вписалась ты в педагогический коллектив или нет. Думаю, это станет ясно спустя некоторое время. Здесь работает хороший коллектив, тут работают профессионалы. С собой я не привела никого, задачи кого-то убирать из сложившегося (и весьма неплохого) коллектива никогда не было. Кто-то из старого коллектива стал уже моей командой, кто-то еще только вписывается, кто-то ушел, поскольку у нас были разные принципы восприятия жизни, должностных обязанностей, вообще понятия о том, что такое учитель. Но это произошло не сразу: нужно было какое-то время поработать вместе, чтобы понять приоритеты этих педагогов. Новые люди в коллектив пришли: летом, когда у нас появились вакансии, по рекомендации родителей я пригласила на работу двух математиков и литератора. А еще в лицее теперь работает Павел Васильев, который в позапрошлом году вошел в пятерку лучших учителей Москвы на столичном конкурсе «Учитель года».
– По рекомендации родителей? Они для вас – опытного педагога и управленца – значимы?
– Представьте себе, что я к ним прислушиваюсь. У меня есть некая референтная родительская группа, с мнением которой я сверяю собственное мнение. Думаю, что в самое ближайшее время мы займемся выстраиванием системы государственно-общественного управления, это просто необходимо для того, чтобы учитывать мнение родителей в полной мере. Кстати, родители наших учеников готовы помогать лицею в пределах своих возможностей.
– Может случиться так, что вы поработаете какое-то время в этом лицее, а потом где-то возведут очередную школу-новостройку, оснастят ее как еще одну «Школу будущего», предложат вам ее возглавить – и прощай, лицей?
– Может при одном условии: я туда перейду со всем своим лицейским педагогическим коллективом. Я начала с того, что никогда не хотела быть директором, считая, что это не мое. А теперь я склоняюсь к мысли, что это все-таки мое.
– Лично мне всегда так казалось. Я была уверена, что когда вы выйдете на самостоятельную директорскую дорогу, появится возможность сделать что-то свое, то, что хочется, хотя понимаю, что всегда есть некие граничные условия, которые не позволяют реализовать мечты в полной мере. По крайней мере сразу.
– Я и не строю иллюзий, что все желаемое появится сразу.
– Что сегодня видит в мечтах директор лицея Анна Мехед? И какие возможности все же есть для их осуществления?
– Мечтаю, чтобы наши ученики почувствовали вкус к проектно-исследовательской работе. Для этого нужно, конечно, оборудование, которого у нас нет и которое вряд ли появится в ближайшее время. Думаю, может быть, удастся договориться с каким-нибудь учебным комбинатом, чтобы наши ребята имели возможность не только придумывать, но и воплощать придуманное в реальность. Сейчас к нам пришла одна из кафедр МВТУ, у нас теперь есть кружок колесной техники.
– Не очень приличный вопрос: а денег вам дают даже не на исполнение мечтаний, а на реальную модернизацию школьной материально-технической базы?
– Финансы получаем по нормативу, но крышу нам уже починили. В августе, когда собирали родителей, на головы с потолка падала штукатурка, и это нужно было срочно исправлять. Теперь у нас новая крыша.
Вопросы задавала Виктория МОЛОДЦОВА
P.S.
Насчет мечты: на сайте лицея №1581 появилось интересное объявление:
«Уважаемые учащиеся и их родители!
У нашего лицея появились спонсоры, которые хотят сделать ремонт в актовом зале. В связи с этим вам предлагается описать актовый класс мечты – вполне возможно, что эти мечты осуществятся. Чего не хватает нашему актовому залу? Встроенный мощный проектор, поднимающийся экран, мощные колонки, Интернет?.. Не ограничивайте ваши идеи. Мы выберем лучшее из присланного и постараемся это осуществить.
Идеи принимаются до 8 ноября 2009 года. Не упустите свой шанс сделать обучение более комфортным».
Так что понятно: теперь о будущем лицея будет мечтать не только его директор, но и весь коллектив: педагоги, родители и ученики. Мечтать и делать мечты реальностью.
Комментарии