search
main
0

Хорошо быть на своем месте

Два года назад, окончив факультет иностранных языков в МПГУ, я работал переводчиком с английского и немецкого языков и импорт-менеджером в небольшой международной компании, занимающейся франчайзингом дорогой одежды и кожаной галантереи в сегменте «люкс». Работы было немного, работа была простой, деньги за это платили нормальные. Единственный минус – невыносимо скучно. Чего только от скуки не сделаешь! И книжку умную в руки возьмешь, и новости «правильные» почитаешь. Дошло до того, что однажды от скуки я задумался: «Позвольте, а на что, собственно, уходят золотые годы моей молодости?»

А там и оглянуться не успел, как подал документы на профессиональную переквалификацию и открыл резюме на hh. К счастью, профессиональная переквалификация не происходит моментально, и пока набиралась группа, я вновь заскучал, почитал, задумался. И на этот раз додумался до того, что со своей переквалификацией в маркетолога я маленький офис поменяю на офис побольше. Радости моей не было предела.Полагаю, у каждого есть свой Учитель. Одним зимним вечером (как раз пока набиралась группа профессиональной переквалификации) мой Учитель сказал мне: «Андрей, пора заняться Делом». Мой Учитель (С.В.) – филолог и театральный режиссер по образованию, которого я знаю уже 10 лет, руководитель нашего маленького просветительского театра. Спектакли и композиции мы возим в колледжи, интернаты и прочие учебные учреждения, где еще не слышали последние новости о том, что миф о крахе системы дополнительного образования развеян (кстати говоря, сейчас мы репетируем «Тартюфа»).Пора заняться делом…Так я оказался в гимназии. Разумеется, сначала было непросто. Но весьма весело: ко мне обращаются по имени и отчеству и смотрят в рот, а я, подобно ослу между двумя стогами сена, не знаю, что мне сделать по этому поводу: рассмеяться или лопнуть мыльным пузырем от переполняемого чувства собственной важности (вообще работа с детьми в школе и некоторые наблюдения привели к мысли, что чем больше трясешься об авторитете, тем его меньше). Но, как известно, бедный ослик издох, а я, проработав первый год, ушел в летний отпуск довольным, даже воодушевленным – работа с детьми меняет.Работая с младшими классами, понимаешь банальную истину (пардон за каламбур) – дети должны быть детьми. Девочки должны быть хохотушками, а мальчишки – разбойниками. Это естественно. Хочется верить, что с опытом получится не просто относиться к этому как к данности, но полноценно встраивать это их милое свойство в структуру урока. Нужно беречь детский внутренний моторчик, который, к сожалению, по мере взросления и без того сбоит и ломается, оставляя вместо себя нечто скучное и безвкусное. Британский профессор Кен Робинсон (Sir Kenneth Robinson) много и здорово про это пишет.Работая со старшими классами, начинаешь иначе воспринимать ход времени, потому что старшеклассники – пример его стремительности. Мгновение назад и сам был таким же.Мы много с ними разговариваем, и я не устаю им повторять, что сильнее и красивее, чем сейчас, они никогда не будут, и все, о чем мечтается, нужно воплощать сейчас. Лишь немного силы и воли, и времени, которых пока предостаточно. Ведь сейчас они живут в своем прошлом, и их настоящее начнется только тогда, когда принятые решения останутся позади, а впереди относительно прямая дорога, на которой каждый не запланированный в прошлом (то есть в их сейчас) поворот будет даваться все труднее и труднее, пока они вовсе не остановятся и не окажутся в своем «настоящем». Вот что такое «настоящее» – закостенелость.Многие понимают, кто-то не совсем понимает, а некоторые не понимают совсем.В этом для меня кроется некая трагичность преподавания – неизбежность созерцания, когда инструментарий иссяк, а будущее ребенка все так же видится безрадостным после столкновения с жизнью и одиночеством.С другой стороны, я практически уверен, что «неизбежность созерцания» относительна ровно настолько, насколько богат инструментарий педагога, а я только начал осваивать профессию, расширение этого инструментария моя основная задача. Ведь, как мне кажется, в этом и дело преподавания – предотвратить трагедию, заложить в ребенка силы и уверенность про запас.В этом очень помогает ведение театрального кружка, который мы с детьми организовали. Это относится вообще к любой деятельности в сфере так называемого дополнительного образования. Забавное словосочетание. В колледже радиосвязи, где работал С.В., был у него один ученик – Р. Он был из малообеспеченной семьи, родители его никогда книжку в руках не держали и вообще по-русски не очень хорошо говорили (по национальности они были татарами). Весь педагогический коллектив колледжа не знал, что с бедным Р. делать, неоднократно речь заходила об отчислении, С.В. приволок его в театральную студию. И вот несколько лет назад Р. защитил на «отлично» диплом на тему «Сравнительный анализ произведений Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» и Виктора Астафьева «Прокляты и убиты» и сейчас преподает русский и литературу в одной из московских школ. С.В. и Р. поддерживают общение (театральная студия – это в первую очередь общение), которое длится уже более десяти лет. Появление Р. в студии всегда сопровождается смехом, тонким литературным юмором (который, впрочем, никто, кроме филологов, не понимает) и, как правило, частичным или полным срывом репетиции. С.В. смеется, что незваный гость лучше татарина.Вот вам и «дополнительное» образование.И ту радость общения с детьми в рамках театрального кружка трудно передать и получить где-либо еще. Особенно приятна сама атмосфера непринужденности и доброжелательности, которую создает не учитель (он лишь задает тональность), но ученики.Образование – это процесс взаимного обогащения преподавателя и ученика. Можно долго говорить о себе (пардон, оговорился!), о том, чему научился за этот год, общаясь с детьми, проводя с ними большую часть своего времени. Разумеется, углубляются познания в собственном предмете, разумеется, изобретательнее получается объяснять материал и т. д. и т. п. Но, как мне кажется, главное, чему дети учат и к чему рано или поздно, худо или бедно, но в конечном счете приходит каждый педагог, – это некоторое осознание того, что есть жизнь, что главное и что второстепенное, что такое справедливость и несправедливость, что значит быть плечом и опорой в нужное время и в нужном месте. Работа учителем – это не совсем работа, это, наверное, состояние души. И если дети научили этому своего учителя, и он многое для себя осознал в моральном и нравственном плане, значит, он на своем месте. В противном случае дети первыми закричат: «А король-то голый!»

Андрей ФЕТИСОВ, учитель английского языка гимназии №1541, участник конкура «Педагогический старт-2015» МГО Общероссийского профсоюза образования и «Учительской газеты-Москва»

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте