search
main
0

Хороший аргумент

ОГЭ-2024 по обществознанию не за горами. Пора браться за дело!

Обществознание – один из самых популярных предметов по выбору для сдачи в формате ОГЭ. Но ошибочно считать этот предмет легким, так как он включает в себя пять областей: социальная сфера, политическая сфера, право, экономика и духовная сфера, что является достаточно обширным материалом для изучения и, главное, понимания и применения на экзамене.

Алла БЕРЕЗИНА

 

 

На сайте ФИПИ представлена информация, что кардинальных изменений в ОГЭ-2024 по обществознанию не предполагается, это дает возможность и учителям, и ученикам планомерно готовиться без стрессов от нововведений.

Количество заданий в КИМах ОГЭ осталось прежним – 24: 16 заданий с кратким ответом и 8 с развернутым. Выполнив все задания, выпускник может заработать 37 первичных баллов. Однако задания в работе приобретают качественно новый смысл. Выпускник должен быть готов формулировать собственное мнение, анализировать информацию, сопоставлять статистические данные, развернуто аргументировать и строить логически связанные тексты. По моим наблюдениям, задания 2, 3, 7, 8, 10, 13, 16 и 17 с выбором ответа не вызывают сложностей у выпускников, так же как и задание 15 на установление соответствия. В то же время задание 1, требующее не только выбрать понятие, но и раскрыть его смысл, а также задания 5, 6, 23, 24 требуют анализа и осознания написанного, умения формулировать собственное мнение, что вызывает затруднение у девятиклассников. Например, задание 6 было ориентировано на анализ ситуации с мошенниками и способов выхода из этой ситуации. Теперь выпускник должен уметь раскрыть и объяснить ситуацию, привести теоретически обоснованные доводы:

«6. Дмитрий придумал идею бизнеса, создал грамотный бизнес-план. Куда ему стоит обратиться за финансовой помощью? Назовите две-три организации и объясните, чем именно они могут помочь Дмитрию. Ответ запишите на бланке ответов №2, указав номер задания».

Для меня как для учителя, непосредственно работающего с девятиклассниками, и члена предметной комиссии по проверке работ ОГЭ по обществознанию необходимо четко понимать уровень заданий экзамена и степень их сложности. В огромном потоке печатной продукции для подготовки к ГИА важно найти именно тот источник, который будет соответствовать всем требованиям экзамена, задания в котором будут отображать реальную картину экзаменационной работы, так как именно от этого зависит эффективность подготовки выпускника.

Пособие «ОГЭ-2024. Обществознание. 40 вариантов. Типовые варианты экзаменационных заданий ОГЭ» создано разработчиками заданий ОГЭ А.Ю.Лазебниковой, Т.В.Коваль и Е.Н.Калачевой. Книга поможет выпускнику закрепить и проверить уровень овладения обществоведческими знаниями для сдачи экзамена, позволит осуществлять самопроверку и самоконтроль, а учителю станет помощником в подготовке к урокам и проведении проверочных работ по разделам в рамках уроков. Задания разнообразны, охватывают весь объем обществоведческих знаний, позволяют ученикам разного уровня подготовки закрепить или углубить свои знания. Пособие имеет достаточное количество вариантов, разбор каждого из которых позволит выработать определенную систему в выполнении отдельных заданий, я называю это лайфхаками. Например, задание 4:

«Верны ли следующие суждения о социальных ценностях? А. Ценности не изменяются с течением времени. Б. Гуманизм как общественная ценность провозглашает человека высшей ценностью. 1) верно только А; 2)  верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны».

«Верны ли следующие суждения об инфляции? А. Инфляция выражается в понижении покупательной способности денег. Б. Повышение цены на товар во всех случаях является результатом инфляции. 1) верно только А; 2) верны оба суждения; 3)  верно только Б; 4) оба суждения неверны».

«Верны ли следующие суждения о государстве? А. В любом государстве существует система разделения властей. Б. Государство обладает исключительным правом издавать законы. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны».



 

Такие четкие формулировки, однозначность варианта ответа должны насторожить выпускника, ведь это показывает, что ответ неверен. После отработки данной подсказки задания на верность суждений уже не будут вызывать ужас у выпускника.

При выполнении задания 19 девятиклассники часто путают черты сходства и различия. Чтобы этого не допускать, я учу своих ребят составлять табличку иного формата, более понятную.

Например: «Гражданин Д. должен был помочь товарищу, попавшему в сложную ситуацию. Но, чтобы выполнить свои моральные обязательства, ему нужен был один день отпуска за свой счет, и с этой просьбой он решил обратиться к администрации. Вместе с тем гражданин Д. понимал, что согласно Трудовому кодексу представитель администрации может и отказать в его просьбе. Сравните два вида социальных норм, с которыми столкнулся гражданин Д.: моральные и правовые. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера, общие для обоих видов социальных норм, а во вторую колонку – порядковые номера, различающие социальные нормы. 1) являются социальными регуляторами; 2) защищаются государством; 3) поддерживаются добровольно; 4) упорядочивают жизнь людей».

Резюме: пособие, выпущенное издательством «Экзамен», является отличной базой для подготовки к экзамену. Оно дает возможность не только прорешать задания, но и самостоятельно или под руководством учителя проконтролировать этот процесс, что является важным шагом к успешной сдаче экзамена.

Алла БЕРЕЗИНА, заместитель директора, учитель истории и обществознания гимназии №22, Майкоп, Республика Адыгея

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте