search
main
0

Хорошее учебное заведение складывается годами

Центр образования №775 – одно из старейших образовательных учреждений Юго-Восточного округа. Оно расположено в давно сложившемся, но развивающемся и густонаселенном районе Люблино.

В результате реконструкции в 2004 году на месте снесенного старого здания было построено новое здание, рассчитанное на 750 учащихся. У нас обучаются дети из разных социальных слоев, разных национальностей и с разным уровнем учебной мотивации. Прием учащихся в 1-й класс осуществляется преимущественно из микрорайона школы. За последние несколько лет существенно возросла конкурентоспособность учебного заведения, с каждым годом растет число родителей, отдающих предпочтение школе №775.Перед любой школой, которая всерьез думает о своем будущем, встает вопрос о путях ее стратегического развития. Даже если результаты образовательной деятельности с точки зрения формальных показателей выглядят вполне достойно, приходит понимание, что для обеспечения стабильного долгосрочного развития учреждения необходимо совершенствовать организационно-педагогическую систему, способную интегрировать и точно направлять профессиональные усилия и творческий потенциал коллектива на удовлетворение разнообразных образовательных потребностей каждого школьника, сохраняя в то же время школу как единый организм, максимально устойчивый, с одной стороны, и максимально мобильный – с другой.В нашем Центре образования стратегия развития определяется путем проектирования образовательной среды. Мы исходим из того, что любой проект – это способ решения проблемы. Чтобы эффективно решить проблему, нужно ее выявить и точно сформулировать. Для этого мы регулярно – один раз в три года – проводим экспертизу образовательной среды по методике профессора Витольда Ясвина. Эта методика позволяет оценить состояние организационно-педагогической системы Центра образования во всех аспектах: увидеть, где есть успехи и динамичное развитие, а где возникли или могут возникнуть проблемы. Самое главное, что по итогам экспертизы мы точно можем определить, на каком уровне развития находимся сейчас, куда нам нужно двигаться дальше, чтобы достичь поставленной цели. Эту цель мы сформулировали для себя семь лет назад как миссию нашей школы. Свою миссию мы видим в формировании и развитии нравственной, самостоятельной, творческой и физически здоровой личности учащихся, свободно адаптирующейся в современном обществе и приумножающей культурное наследие страны.По итогам последней экспертизы образовательной системы школы выявились следующие проблемные пространства, требующие модернизации и развития.Образовательный процесс в школе преимущественно осуществляется в среде карьерного, а также догматического типа. 3/4 учащихся считают, что большинство педагогов осуществляют групповую (коллективную) форму образования. Более 80% считают, что на первом месте интересы и ценности группы. 3/4 всех учащихся считают, что в процессе педагогического взаимодействия учащийся подстраивается к преподавателю. В то же время 3/4 детей говорят, что большинство учителей стимулируют и поощряют творческие инициативы. Следовательно, необходимо значительное расширение использования личностно ориентированных методов и форм организации образовательного процесса.Тревожными для нас стали показатели эмоционального отношения учащихся к сверстникам, что обусловливает необходимость повышения коммуникативной культуры: потребность в общении и взаимодействии со сверстниками актуализирована, но не найдены возможности для ее удовлетворения. Это огромный ресурс для выстраивания системы воспитательной работы в школе в целом и в каждом классном коллективе в отдельности.Учащиеся выражают преимущественно положительное эмоциональное отношение к школе в целом, хотя имеется и доля негатива. В 9-х и 11-х классах эмоциональное отношение имеет негативную окраску. Одной из причин снижения эмоционального отношения у старшеклассников может служить эффект сепарации от школы. Это снижение помогает менее болезненно пережить расставание со своим учебным заведением по его окончании. Однако следует уделить повышенное внимание взаимоотношениям учащихся с педагогами и сверстниками.Для решения сформулированных проблем разработаны программа профессионального роста педагогических работников как условие формирования детско-взрослой событийной общности, система организации проектной деятельности учащихся в условиях ресурсного центра, программа интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду школы, создана система воспитательной работы, ориентированная на повышение коммуникативной культуры школьников. Эти проекты были положены в основу программы развития нашего Центра образования.Осуществление первого проекта позволило создать экспериментальную систему методической работы. Задача состояла в том, чтобы повысить профессиональное самосознание учителя, которое включает в себя все компоненты его деятельности (структуру, содержание, отношения, смыслы). Характер сложившихся отношений сдерживал процесс развития профессионального самосознания педагога и влиял на способ передачи знаний ученикам. Для того чтобы изменить профессиональное самосознание учителя, нужно было решить задачу изменения системы существующих отношений в школе. Такую задачу можно было решать только как творческую, поэтому мы выбрали путь актуализации осознания индивидуального профессионального стиля преподавания каждого учителя, поиск ресурсов и нереализованного творческого потенциала, организацию возможности профессионального диалога.Основной метод работы – индивидуальные консультации с каждым педагогом по видеозаписи трех записанных без предупреждения уроков. Первоначально это вызвало большое сопротивление учителей, но постепенно оно было преодолено. Работа строилась в несколько этапов: запись трех уроков у каждого учителя без предупреждения о времени съемки; просмотр видеоматериалов психологом для знакомства с учителем и выбора стратегии проведения индивидуального консультирования; обсуждение урока с администрацией, обмен мнениями; выбор стратегии консультирования; просмотр видеоматериалов с независимым экспертом-учителем и обратная связь для психолога; совместный просмотр урока учителем и психологом, обсуждение увиденного, анализ записанных уроков самим учителем.В ходе консультации учитель видел свой урок со стороны не только своими глазами, но и глазами другого специалиста. Консультация проходила в диалоговом режиме, они обсуждали вопросы индивидуального стиля преподавания, выбранных форм работы, смыслов, которые заложены в данный урок, особое внимание обращали на деятельность детей, их интерес, утомляемость, вели поиск нереализованного потенциала учителя и область его профессиональных интересов. После консультации учитель должен был сам просмотреть видеозапись своего урока дома и написать свое мнение об уроке, проанализировать его, а также продумать шаги по изменению ситуации, саморазвитию, самообразованию, высказать свои пожелания администрации. Этот вид работы оказался очень сложным для всех учителей. В лучшем случае они проводили методический анализ урока, ответственность за результат возлагали на учеников. Обозначилась существенная проблема – централизация учителя на себе или на предметной области, невозможность выйти из этой позиции, сохранение узких рамок предметной области, не имеющей связи с жизнью. Тем не менее практически все учителя хотели бы посмотреть хорошие уроки своих коллег, поучиться работать в новых технологиях.После работы с первой группой учителей стало ясно, что консультирование учителей – отдельная большая работа с серьезными затратами времени. Поэтому была организована группа учителей-экспертов, которые могли бы просматривать уроки своих коллег и проводить для них консультации. Эта группа состоит из 5 человек, и для нее проводится специальный семинар. График консультаций был составлен так, чтобы эксперты проводили консультирование с учителями либо сходными, либо противоположными по стилю преподавания. Эта работа оказала большое влияние и на экспертов, и на консультируемых учителей. Фактически был создан новый стиль профессионального общения в диалоговом режиме.После просмотра уроков психологом был проведен семинар для учителей-экспертов, на котором обсуждался вопрос «Какой опыт я получил, просматривая и обсуждая уроки своих коллег?». Практически все эксперты отметили важность сравнения своего стиля преподавания с другим стилем, а также трудности в поиске адекватной (необидной) формы обратной связи для своего коллеги.Работа с видеозаписями уроков завершилась проектом «Наши кинозвезды». Каждый учитель получил возможность записать свой самый лучший урок. Так создавалась видеотека уроков, которые любой учитель может просмотреть в удобное для него время. Это хорошая возможность повышать свой профессиональный уровень психологически безопасным способом. Кроме того, это позволяет расширить зону профессионального общения, строить обучение молодых специалистов, проводить консультации, мастер-классы. Возможность видеть уроки своих коллег позволит каждому учителю лучше осознать свой индивидуальный стиль преподавания, разовьет способность видеть со стороны себя и те коммуникации, которые выстраиваются с каждым учеником и с целым классом. Эти уроки учителя просматривали совместно, тут проходило их обсуждение и обмен мнениями.Результатом этого тесного профессионального общения стало и то, что учителя ясно увидели сильные стороны своих коллег и, естественно, захотели ознакомиться с их опытом. Без административного принуждения по личной инициативе они готовили и проводили для коллег семинары и мастер-классы, которые посещали не только учителя одной предметной области, но и все остальные, потому что речь на них шла не столько о конкретном предмете, сколько об универсальных педагогических подходах к организации учебной деятельности, о психологических аспектах преподавания. Учителя обращались и к истории педагогики, чтобы наглядно продемонстрировать, чем отличается роль современного учителя от роли учителя в предыдущие исторические периоды. Но вместе с тем они увидели и преемственность, и неизменность педагогической деятельности, если рассматривать ее не только как профессию, но, как особую миссию на любом этапе развития человеческого общества. Это позволило учителям выйти на уровень философского осмысления своей профессии.Чтобы закрепить способность педагогов смотреть на свою профессиональную деятельность со стороны, глазами ученика, родителей, коллег, с психологом мы проводили специальные семинары-тренинги. В результате у педагогов постепенно формировалась привычка по ходу урока оценивать свою работу не только исходя из своих внутренних ощущений, но и одновременно глазами постороннего человека, как бы отвечая на вопрос: а ты хотел бы учиться у этого учителя? Ведь все знают, как это важно – уметь посмотреть на себя со стороны.Чтобы облегчить учителю задачу выстраивания партнерских отношений с учениками, в школе организовывали курсы повышения квалификации для овладения учителями современными образовательными технологиями. Эти курсы проводили методисты кафедры открытых образовательных технологий МИОО. Учителя узнали о технологии развития критического мышления через чтение и письмо, технологии творческих мастерских, о методе учебных проектов, технологии «Дебаты». Не все эти технологии используются всеми учителями, но и не в этом был смысл, а в том, чтобы учителя овладели как можно большим числом технологий как инструментом обучения. Тогда они смогут эффективнее выбирать из этого большого числа именно те технологии, которые наиболее подходят им и их ученикам.Учителя, вовлеченные в эту деятельность, с интересом и энтузиазмом готовы продолжать работу. Они объясняют это тем, что обращение к их профессиональному опыту и четкая перспектива профессионального роста на основе активизации имеющихся у них профессиональных и личностных ресурсов создают ту необходимую мотивацию для профессионального роста, которая так часто отсутствует в практике работы школ. У каждого учителя формируется своя личная программа профессионального роста исходя из его конкретных личностных качеств, уровня профессионализма, индивидуального стиля преподавания. Не менее важным стимулом стало также то обстоятельство, что после проведения экспертизы и обсуждения ее итогов каждый сотрудник школы не только осознал свою личную долю участия в развитии школы, но и увидел себя во взаимодействии с другими участниками процесса. Каждый убедился, что общий успех может быть достигнут только в результате усилий отдельных личностей и никак иначе.Над осуществлением второго проекта создания ресурсного центра по системе организации проектной деятельности учащихся мы работали три года. Правда, реализации этого проекта предшествовали еще три года работы в экспериментальном режиме по разработке системы организации проектной деятельности в нашем Центре образования. В результате были созданы продукты, которые мы теперь можем транслировать в другие образовательные учреждения, используя модель ресурсного центра.Овладение проектной деятельностью наши дети начинают со 2-го класса. В ходе эксперимента под руководством кандидата педагогических наук Нинель Юловны Пахомовой мы разработали курс «Проектная деятельность» для 2-4-х классов, обеспеченный методическим пособием для учителя, рабочей тетрадью для учащегося и раздаточным материалом. Изучая этот курс в начальной школе, ученики овладевают основными умениями для учебного проектирования. Они учатся работать в группах, планировать деятельность, распределять работу, учитывать фактор времени, формулировать проблему, цель, задачи для проектирования, выявлять необходимые ресурсы, работать с разными источниками информации, оформлять результаты проектирования, проводить презентацию, осуществлять рефлексию деятельности, оценку и самооценку. Это как раз те самые компетентности, которыми должен овладеть каждый учащийся в школе. Наш курс пользуется большой популярностью. Более 100 образовательных учреждений Москвы, Московской, Свердловской, Калужской областей, Белгорода и Кирова ведут у себя курс «Проектная деятельность».Переходя в среднюю школу, учащиеся могут разрабатывать любые типы проектов, в том числе и на предметных уроках. Учителя-предметники всех образовательных областей активно используют учебное проектирование на уроках при изучении программного материала. Кроме того, у нас ежегодно проходит школьная конференция творческих работ учащихся, в которой участвуют ребята 1-11-х классов на равных. Для наших выпускников уже привычно формулировать цели и задачи собственной деятельности, проводить публичные презентации, то есть использовать на практике то, чему они научились в рамках учебного проектирования.В связи с этим понятно, что и учителя должны владеть технологией проектной деятельности независимо от того, как часто они используют эту технологию на уроках. Поэтому все предметники прошли обучение на курсах повышения квалификации по авторской программе. На основе проектирования строится большая часть методической работы. Мы сами формулируем проблемы нашей профессиональной деятельности и ищем способы решения этих проблем. Все наши педсоветы, заседания методических объединений, временных творческих групп проходят только на проектной основе. Так мы формулировали миссию нашей школы, разрабатывали модель выпускника, создавали программу развития школы. Поэтому учителя не только занимаются проектированием с учениками, но и привычно проектируют собственную профессиональную деятельность. В качестве примера особенно показателен переход на новую систему оплаты труда. Для нас не была чем-то новым и непонятным разработка локальных актов, регулирующих стимулирующую часть заработной платы или внеаудиторную нагрузку. Мы давно уже сами для себя разработали положение о премировании сотрудников, в котором было прописано, за что учитель получает зарплату, а за что – премию.Как ресурсный центр мы осуществляем издательскую деятельность, обеспечиваем курсовую подготовку учителей по проектной деятельности, проводим семинары, мастер-классы и консультации в тесном взаимодействии с лабораторией информационной поддержки развития образования МИОО. В качестве перспективы развития мы могли бы стать стажировочной площадкой для учителей и учащихся. Для этого у нас есть учителя-методисты, подготовленные учащиеся, владеющие проектной деятельностью, и научная поддержка в лице лаборатории информационной поддержки развития образования и ее заведующей – кандидата педагогических наук доцента Нинель Пахомовой.Программа интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательную среду школы стала для нас актуальной в 2004 году, когда мы переехали в новое здание. В настоящее время все учебные кабинеты оснащены АРМ учителя, есть несколько интерактивных досок, три компьютерных класса, передвижной компьютерный класс и прочие технические возможности. Но пришло понимание того, что иметь все это не самоцель, что необходимо научиться эффективно использовать все эти возможности. В связи с этим были сформулированы такие задачи:    развитие информационной компетентности всех участников образовательного процесса;    создание системы электронного документооборота, использование единых баз данных (ученики, сотрудники, материально-техническая база), законодательной информационной базы;    использование мультимедийных технологий для организации учебного процесса, организации тестирования с автоматической обработкой результатов, ведения электронного журнала, использования единого банка методических разработок уроков;    создание индивидуальных портфолио учащихся и учителей;    создание возможности интерактивного общения родителей с учителем и администрацией, доступа к электронным учебникам и другим источникам информации, дистанционного обучения.Постепенно мы осознали, что необходимо создать такую информационную среду школы, которая будет включать в себя не только компьютерную сеть, в которую включены все школьные компьютеры, но и выйдет за пределы школы. Три года назад мы начали работать с электронным журналом, ведя параллельно и обычные классные журналы. В этом учебном году мы отказались от обычных журналов и дневников учащихся, чтобы активнее привлечь внимание родителей к электронному способу контакта со школой. Как ни странно, родители очень непросто отказываются от привычных дневников у своих детей и сложно привыкают к электронным, хотя их преимущества очевидны. Мы имеем возможность посылать родителям информацию в виде sms-сообщений о том, когда ребенок пришел в школу, какие уроки посетил, какие оценки получил, когда ушел из школы. Все это позволяет органично включить родителей в повседневную жизнь Центра образования, сделать их практически участниками образовательного процесса в режиме реального времени.Возможности ИКТ позволили нам начать работу по организации и проведению методических семинаров и курсов повышения квалификации в режиме видеоконференции, транслируя эти мероприятия в Сеть. Мы считаем, что это очень перспективное направление нашей работы, учитывая то, что проехать по Москве сейчас очень сложно. Многие учителя не могут посетить интересные и полезные мероприятия именно потому, что нужно очень много времени потратить на дорогу.Реализация проекта по созданию новой системы воспитательной работы идет наиболее непросто. С одной стороны, нашей школе 55 лет. За это время у нас сложились свои традиции, от которых мы не собираемся отказываться. Именно они позволяют нам сохранить преемственность поколений, нравственные и эмоциональные связи, которые пронизывают весь микрорайон школы, делают ее своеобразным центром не только для учащихся, но и для жителей микрорайона, многие из которых являются нашими выпускниками и идут в «свою школу». С другой стороны, изменившаяся общественная ситуация требует новых форм и методов работы. Цели воспитания мы для себя сформулировали в миссии школы. Для их реализации была разработана целая программа мероприятий. В ее разработке принимали участие не только учителя, но и учащиеся, и родители. Мы хотели, чтобы все они были интересны детям, чтобы они охотно в них участвовали. Действительно, многие из этих мероприятий стали традиционными и любимыми. Однако система воспитания так и не складывается. Мы прекрасно понимаем, что набор мероприятий, пусть даже и очень интересных, – это не система воспитания. Тем не менее работа в этом направлении продолжается, появляются новые идеи и проекты.В ноябре 2011 года пройдет очередная экспертиза образовательной среды нашего Центра образования. По ее итогам мы определим основные направления развития образовательной среды. Эти направления будут определяться не по указке сверху, не приблизительно, не наугад, а обоснованно и сознательно. Мы убедились в том, что проектирование образовательной среды позволило нам еще семь лет назад определить именно те направления нашего развития, которые затем были сформулированы в основных направлениях модернизации российского образования. Значит, мы идем в правильном направлении. Это радует и придает уверенности в том, что задачи, которые мы перед собой поставили, будут успешно решены.Ирина СУВОЛОКИНА, заместитель директора по НМР ЦО №775, заслуженный учитель РФ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте