search
Топ 10

Хорошее образование начинается с хорошего здоровья

Сегодня нет темы важнее, чем сохранение здоровья школьников. Почему это важно, понятно: новые технологии, новые формы и методы обучения, связанные с повышением качества образования, могут успешно применяться учителем только в том случае, если ребенок способен по состоянию своего здоровья и имеющимся способностям воспринимать предлагаемый материал. Есть и еще одна проблема – новые приемы в обучении не должны ухудшить здоровье ученика. Северо-Западный округ имеет значительный здоровьесохранный потенциал, реализация которого предусматривается в Программе развития на 2008-2011 годы. О том, как ОУ Северо-Западного округа заботятся о здоровье ребенка в процессе обучения, размышляет методист Галина Васильева.

Статфакт В СЗАО:100% ОУ работают по программе мониторинга «Общероссийская система мониторинга состояния физического развития детей»;71% ОУ осуществляют программу «Доврачебная скрининг-диагностика зрения»;84% ОУ используют программу «Социально-психологический мониторинг»;43% ОУ занимаются «Логопедической диагностикой»;100% ОУ – «Диспансеризацией»;100% ОУ организуют ежегодное трехразовое стоматологическое обследование учащихся.

Комментарий «Уû СЗАО сформирована методическая сеть сопровождения здоровьесберегающей деятельности ОУ: консультативный центр на базе ОМЦ; открытый консультативный день на базе 15 школ здоровья и 17 школ-центров, содействующих здоровью (1 раз в месяц); цикл обучающих и практических – теоретических семинаров на базе школ здоровья и школ-центров, содействующих здоровью; публичные годовые отчеты школ здоровья; цикл продуктивных управленческих игр (ПУИ – интерактивная форма, дающая возможность участникам выбора индивидуального игрового маршрута, различных ролей и темпа, уровня содержания обучения в игровом пространстве) по различной тематике: «День ДРК по проблеме…», «Методическая неделя по вопросам здоровьесохранной деятельности ОУ», «Здоровьесберегающие аспекты управленческой деятельности ОУ», «Игра как здоровьесберегающая технология», «Здоровьесберегающие аспекты современного урока».

Забота о воспитании здорового школьника уже стала приоритетным направлением в работе любого образовательного учреждения. Ведь только здоровый ученик может сопротивляться вредным факторам окружающей среды, не утомляться, быть социально и физиологически адаптированным, успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему в школе. Мы хорошо знаем, что современные условия жизни предъявляют высокие требования к нервной и психической устойчивости ребенка, что сегодня у многих школьников возникают серьезные проблемы, связанные с формированием языковых навыков, ухудшением внимания, снижением способности к построению логических связей, повышенной утомляемостью, депрессиями, сопровождающимися агрессивным поведением.

В 2003 году в Северо-Западном округе была принята Комплексно-целевая программа «Образование и здоровье», включающая в себя 5 комплексов (нормативно-правовой; социальный; образовательно-профилактический; психолого-медицинский; диагностико-аналитический), во всех школах округа реализуются программа «Здоровье», комплекс профилактических программ: «Профилактика вредных зависимостей», «Работа с детьми и семьями «группы риска», «Социальной поддержки и реабилитации подростков и молодежи», «Здоровьесберегающие аспекты современного урока», а также программы психологического сопровождения образовательного процесса ОУ, тренинговые, адаптационные и диагностико-коррекционные.

Все эти программы объединяют такие основополагающие идеи, изложенные в их концептуальной части, как:

– интеллектуальные возможности формируются в прямой зависимости от функционального здоровья;

– чем большее количество людей выберет как жизненный приоритет здоровье, тем устойчивее будет развитие человеческой популяции и ее адаптивного ресурса;

– чем скорее школа осознает, что низкий уровень физического, психического и социального здоровья детей и молодежи создает объективные препятствия на пути эффективной модернизации российского образования, тем быстрее будут решены назревшие социальные, образовательные и экономические проблемы государства.

Одна из насущных задач образовательного учреждения – формирование здоровьесберегающего пространства. Конечно, школе для этого нужны надежные партнеры, поэтому 64% наших образовательных учреждений имеют договора с психологическими центрами; центрами социальной поддержки и реабилитации подростков и молодежи; диспансерами (физкультурный, неврологический, кожно-венерический); спортивными организациями, клубами, бассейнами; районными поликлиниками; комбинатом питания «Школьник»; общественными организациями и социальными службами; образовательными учреждениями здоровьесберегающего характера; детскими досуговыми центрами; социальными общественными центрами.

В рамках реализации программы «Образование и здоровье» в школах округа проводятся комплексная оценка и мониторинг состояния здоровья школьников. В округе разработана программа мониторинга здоровьесберегающей деятельности ОУ, осуществляемая по 4 модулям:

– «Состояние физического, психологического, нравственного состояния учащихся и учителей»;

– «Уровень сформированности здоровьесберегающей среды»;

– «Сформированность компетентностей по данному вопросу у учителей, учащихся, родителей»;

– «Здоровьесберегающие аспекты управленческого процесса».

Спрашивается, а зачем вся эта работа нужна школам? Прежде всего для того, чтобы на основе данных мониторинга вносить коррективы в обучение и воспитание детей, нормализировать учебную нагрузку, создавать систему работы с детьми, предполагающую формирование здорового образа жизни, проводить дополнительные оздоровительные мероприятия во второй половине дня в блоках дополнительного образования, повышать уровень знаний родителей, предупреждать возникновение школьных проблем и помогать детям.

В ходе реализации программы в большинстве школ округа создается целостная модель сохранения здоровья школьников, и уже есть много методик, содействующих здоровью школьников и в первую очередь медицинских (профилактика близорукости, сезонная дотация витаминов, своевременное лечение зубов).

Для оказания действующей медицинской помощи в школах продолжается формирование материальной базы – медицинские, стоматологические кабинеты, физиотерапевтические и массажные кабинеты, тренажерные залы, кабинет релаксации и психологических тренингов, солярий, а также кабинет охраны зрения оснащен офтальмотренажерами, линзами для коррекции зрения, таблицами.

86% ОУ округа предоставляют различные формы обучения (экстернат, надомное, семейное, дистантное, индивидуальные планы, внешнюю и внутреннюю дифференциацию классов), дающие возможность учащимся выбора темпа, временных рамок, уровня обучения, учителя и содержания обучения, то есть построение каждым учащимся собственной индивидуальной траектории развития. Наличие широкого спектра форм обучения позволяет на практике решить одну из сложнейших проблем – индивидуализировать образовательный процесс, избежать многих стрессовых ситуаций и образовательных фобий, разрушающих психическое и физическое здоровье учащихся, родителей и учителей. Для каждой формы обучения составлено специальное расписание занятий, разработаны пакеты методического и психологического сопровождения (адаптированные программы, методики, технологии, подборка дифференцированных контрольных измерителей), сформирована современная материально-техническая база этих форм (компьютерное оснащение, АРМы учителя, медиа-, аудио-, видео-библиотеки).

Во всех ОУ округа работают психолого-медико-педагогические консилиумы, осуществляющие работу с разными категориями учащихся на основе системной диагностики и разрабатывающие индивидуальные программы и рекомендации. В 30% ОУ округа внедрен разработанный ОМЦ диагностический портфолио класса, в который входят паспорт здоровья и карта здоровья класса, карта личностных качеств и социальная карта учащегося, карта степени сформированности общеучебных умений и карта посещаемости учащихся класса, карта индивидуальных методических инструментариев, индивидуальные и общеклассные рекомендации психолого-медико-педагогических консилиумов, результаты диагностики класса, индивидуальные корректирующие программы, карта интересов и потребностей учащихся.

В 83% школ округа реализуется школьная программа «Каникулы», которая предусматривает увеличение двигательной активности на основе использования спортивно-оздоровительного потенциала округа (спортивные соревнования, бассейн, психологические тренинги). Кроме того, все образовательные учреждения СЗАО выполняют программу «День здоровья», проводят такие массовые спортивные праздники, как:

«День бегуна» (осень);

«Зимние забавы»;

Весенняя спартакиада;

«Веселые старты» (районные и школьные);

школьные и районные соревнования по баскетболу и футболу;

соревнования по фигурному катанию;

спортивные олимпиады,

«Мама, папа, я – спортивная семья»,

военно-патриотические игры,

соревнования по Правилам дорожного движения и безопасности жизнедеятельности.

Очень важно, что в ОУ идет психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, оказывается разноуровневая психологическая помощь на основе проводимого мониторинга. Психическое здоровье школьников, их нервно-психический статус отслеживается в школах с 1-го класса по картам развития ребенка, вводимым еще в детских садах, психологи грамотно и целенаправленно работают с учащимися, учителями и родителями. В школах разрабатываются медико-психологические карты, диагностические портфолио, представляющие основу для индивидуального подхода в обучении. Результаты психодиагностических исследований анализируются учителями и социальными педагогами школы в индивидуальном порядке, большое внимание в школах уделяется педагогическим методикам оказания помощи школьникам.

В школах округа осуществляется мониторинг состояния здоровья и физической подготовленности школьников, создаются «паспорта здоровья», содержащие информацию о физическом развитии детей, динамику здоровья в течение года и всех лет обучения с 1-го класса.

Биологическая потребность школьников в движении реализуется в ходе проведения гимнастики до учебных занятий, физкультминутках на уроках, подвижных игр на переменах, уроков физкультуры, внеклассных спортивных мероприятий и так далее. В учебных планах школ здоровья есть дополнительные уроки физической культуры: аэробика, ритмика, танцы, ОФП, пластика, развивающие игры. Учителя физкультуры вместе с медицинскими работниками определяют дозировку физической нагрузки, темп, продолжительность занятий с учетом состояния здоровья учащихся, оценивают успеваемость ученика не в соответствии с программным «нормативом», а учитывая возрастные, физические и биологические особенности школьников, – это дает свои положительные результаты. Более эффективно работают сегодня в школах ЛФК, бассейны, оздоровительные и санаторные лагеря. Для проведения подвижных игр как в зале, так и на открытых площадках, школы приобретают универсальные комплекты для подвижных игр, которые созданы компанией «Спортивные технологии», причем спортивные залы открыты до 21 часа.

Школы работают и по внедрению новых здоровьесберегающих технологий. К числу таких относится тест-программа мэра Москвы «Здоровье учащихся», которая помогает составлять индивидуальные, личностно ориентированные двигательные режимы, обеспечивающие коррекцию здоровья и профилактику заболеваний.

Одна из причин ухудшения здоровья учащихся – переутомление, которое появляется по разным причинам: из-за дополнительной учебной нагрузки, изучения новых предметов при сокращенной учебной неделе, сокращения двигательной активности и много другого. Анкеты родителей учащихся первых классов в первой четверти учебного года помогли установить, что они часто страдают от головных болей, болей в животе. При этом, как правило, виновными считаются сами родители, ведь их дети только час в день тратят на прогулку и 3-4 часа – на просмотр телевизора, как правило, гуляют на свежем воздухе только учащиеся, посещающие ГПД.

Каждый год в нашем округе школы здоровья проводят семинары по обобщению опыта своей работы. Обобщение и трансляция опыта работы округа по здоровьесбережению проходят на ежегодном международном форуме «Мир – территория без наркотиков», в котором принимают участие 12 стран ближнего и дальнего зарубежья, и месячнике «Здоровье – богатство на все времена», в рамках которых проводятся «круглые столы», смотры-конкурсы профилактических программ, фильмов, плакатов, компьютерных заставок, агитбригад, спортивные соревнования, коллективные психологические тренинги, диспуты, театрализованные представления.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

?Задать вопрос по сайту