Оксана ПРИХОДЬКО, декан факультета специальной педагогики Московского городского педагогического университета, профессор: – Основное учреждение для обучения детей и подростков с детским церебральным параличом – это школа-интернат. До середины 90-х годов ХХ века в школы-интернаты принимали только тех детей, которые могли самостоятельно передвигаться и обслуживать себя. До настоящего времени эти показания сохранены в инструкциях по комплектованию школ VI вида, например школ-интернатов комбинированного вида №№17 и 31.
Однако позднее стали открываться школы-интернаты, ориентированные на обучение детей с тяжелой двигательной патологией, лишенных возможности самостоятельного обслуживания и передвижения, например школы-интернаты комбинированного вида №№20 и 44. Все обучение в такой школе имеет коррекционно-развивающий характер и направлено на преодоление отклонений в физическом развитии, в познавательной и речевой деятельности. Школа-интернат работает в режиме пятидневки с дневным и круглосуточным пребыванием детей в зависимости от возможностей родителей. Существующая система школ-интернатов работает довольно эффективно, но в последние годы наметились некоторые тенденции в комплектовании этих учреждений, которые, безусловно, требуют совершенствования их деятельности:
– дети с тяжелыми двигательными нарушениями в сочетании с сохранным интеллектом или негрубой задержкой психического развития все чаще предпочитают обучение в классах коррекционно-развивающего обучения;
– школы-интернаты, даже не имеющие всех необходимых условий, начинают набирать детей с более выраженной двигательной патологией;
– среди учащихся школ стало появляться больше детей с ДЦП в сочетании с сенсорными нарушениями.
Для преодоления этих тенденций необходимо разработать вариативные образовательные программы для детей с тяжелыми двигательными нарушениями и детей с выраженной речевой патологией при ДЦП, учебные планы для детей с церебральным параличом, имеющих нарушения зрения или слуха, дифференцированные критерии оценки знаний, учитывающие выраженность и сложность нарушений этих групп детей с двигательной патологией.
В последние годы появилась тенденция к созданию и развитию психолого-педагогических реабилитационных центров для детей дошкольного и школьного возраста с тяжелыми двигательными нарушениями, а также детей со сложной структурой дефекта. Примером успешной реализации задач начального обучения и социальной адаптации служит Центр психолого-медико-социального сопровождения «Раменки».
В современных условиях более разнообразными стали новые формы школьного образования детей с двигательной патологией. Ведется обучение в классах КРО, в которые принимают детей с разными трудностями в обучении, в первую очередь с ЗПР. Основной целью классов КРО стало создание оптимальных условий для обучения в массовой школе детей с трудностями обучения, успешно обучаться в таких классах могут дети с нетяжелыми двигательными нарушениями в сочетании с ЗПР.
Обучение в школах надомного обучения может рассматриваться как вариант интегрированного обучения детей с двигательной патологией. Эти школы реализуют программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и рассматриваются общеобразовательными учреждениями. Школу надомного обучения могут посещать дети с ДЦП с нормальным интеллектуальным развитием и тяжелыми двигательными нарушениями; дети с задержкой психического развития и с тяжелыми двигательными нарушениями. Так как большинство детей с двигательной патологией неспособны к самостоятельному передвижению, педагоги посещают детей на дому, на часть занятий детей приглашают в школы, где их объединяют в группы или классы для проведения отдельных уроков. Формы обучения могут быть различными: классно-урочная – при наличии 8 учеников одного класса или групповая – при наличии 4 учеников, а также индивидуальная.
Школа дистантного обучения – инновационная форма обучения детей с двигательной патологией, тут наиболее яркий пример – Центр образования «Технологии обучения», ориентированный на обучение детей, имеющих существенные двигательные ограничения. При этом низкие функциональные возможности рук не становятся препятствием для поступления в такую школу, так как в образовательном процессе используется специальное компьютерное оборудование. Такая школа ориентирована на реализацию массовой программы, обучение осуществляется путем взаимодействия медицинских работников, педагогов и ребенка с помощью компьютера через чат. С каждым ребенком предполагается проводить предварительный этап обучения, на этом этапе ребенка обучают работе на компьютере, подбирают специальное оборудование, соответствующее его двигательным возможностям.
В настоящее время делается попытка адаптировать содержание массовой программы для детей с церебральным параличом с учетом заочной формы обучения.
Одна из новых форм – надомное обучение при массовой школе по месту жительства ребенка.
Комментарии