Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Хорошая школа. Мнение эксперта

Учительская газета, №46 от 13 ноября 2012. Читать номер
Автор:

​У каждого сообщества есть свои поводы спорить о школах; точнее, о тех критериях, по которым школу можно рекомендовать или не рекомендовать друзьям и близким людям. По сути дела, речь идет о водоразделе между «хорошими» и «плохими» школами, построенному по субъективным оценкам той или иной социальной группы. Теоретически все взрослые должны обладать навыком уверенного и аргументированного различения добра и зла, практически в нашем школьном деле этот навык сформирован не у многих: одни повторяют официальную информацию, другие с удовольствием распространяют сплетни и делятся ужасами, третьи верят всем, четвертые ничему не верят, даже тому, что они ничему не верят…

Меня попросили оценить 56-ю гимназию и поделиться своими суждениями о ней как о качественной или некачественной  образовательной системе.Помните, у Курта Воннегута в одном из рассказов  молодая девушка спрашивает старого  художника,  как он отличает хорошую картину от плохой. Художник отвечает, что  нужно   увидеть   миллион   картин,  и  после  этого  никогда  не ошибешься. Известный исследователь проблем школьного управления  А.Сидоркин пишет: «Я отделываюсь этой шуткой всякий раз,   когда  кто-нибудь спрашивает,  что  же  я  все-таки  имею в виду под хорошей школой» («Пособие для Робеспьеров»).«…Из всех показателей  оценки  школы  главным  следует считать  самочувствие  в ней человека.  Школа хороша,  если в ней хорошо    каждому    ребенку    и    взрослому» (В.Караковский). Для У.Глассера хорошая школа та, где  каждый ученик за время обучения получает устойчивый опыт любви и самоуважения («Школа без неудачников»).По мнению местного инспектора (уже и инспекторов-то нет, а их мнение осталось), хорошая школа та, где выше результаты ЕГЭ, нет травматизма и жалоб, лучше отчетность по всем показателям.Я намерена утверждать, что 56-я гимназия – хорошая школа, и я достаточно искренне могу рекомендовать ее большой части своего сообщества.Но, похоже, будет правильнее  открыто заявить систему критериев,  из которых я исхожу.    Прежде всего замечу, что, как ни странно, 56-я гимназия умудряется быть хорошей  для различных специалистов по оцениванию.Рассмотрим общепринятые рамки:  – школа всерьез начала формироваться с 1990 года и с той поры уверенно соответствует достаточно высоким  нормам  государственных требований  к результатам образования (много отличных результатов, много победителей олимпиад, мало  ученических неудач по отдельным предметам, отличная поступаемость в вузы);- стабильный, высококлассный педагогический коллектив, который почти на треть состоит из мужчин, достаточно много молодых педагогов;- в школе хорошая дисциплина (бодрая, спокойная, без криков и ругани), устойчивый порядок в организации; отлаженная система классного руководства и коммуникаций с родителями;- школа хорошо оснащена, прекрасная техника, лабораторные комплексы, спортивные, музыкальные залы, отличная столовая (точнее,  система уютных кафе)  и т. д.Позволю себе остановиться и перейти к менее традиционным ориентирам:- в 56-й гимназии любят людей  (именно людей,  а не детей, стыдливо отделяя  последних  возрастной завесой от мира взрослых), любят особой требовательной любовью, наслаждаясь талантами, прощая недостатки, приходя на помощь в трудную минуту; – в школе нетерпимы к грязи, серости, отсутствию вкуса; никакие педагогические соображения не позволят назвать некачественный продукт детского или взрослого труда  удачей; в школе  культ педагогики успеха, не той, которая «к медалям  по трупам», а современной, где у каждого есть пространство для удачи, педагогики, в которой не работает стратегия «проиграл – выиграл», а только «выиграл – выиграл»;- школа все время меняется, может быть, чуть быстрее, чем бы хотелось консерваторам, может быть, чуть медленнее, чем мечтают инноваторы, но школа не умеет быть скучной и несовременной: она одна из первых создала свою  систему детских исследовательских проектов, возродила   мощный центр дополнительного образования, создала и не дала разрушить центр сопровождения детей с  проблемами;- о школьных праздниках можно слагать легенды, школьные герои (и учителя, и ученики) известны далеко за ее пределами, на ее фестивали собирается, без преувеличения, полмира;- в школе, как и в любом благополучном доме,  обожают гостей, учат премудростям и делятся опытом с удовольствием.Слова  «мода», «красота», «порядок», «скорость», «успех», «наука», «учитель», «ученик», «открытость», «медиа»,  «праздник», «игра»  обладают в школе несомненной позитивной коннотацией…   Есть ли  у 56-й недостатки? Несомненно, на мой взгляд, она очень большая, что затрудняет коммуникации и обратную связь, но, увы, я отлично понимаю директора, которая физически не может отказать людям, готовым сменить квартиру, работу, образ жизни только ради одного – права для ребенка на 10 лет счастья. Школа потихоньку стареет, когда все только начиналось, средний возраст   педагогов был около тридцати, пришедшие в нее когда-то молодые мальчишки и юные красавицы давно стали статными и эффектными мужчинами и женщинами,  потихоньку приближающимися к пенсионному возрасту. И опять оборотная сторона медали, а именно   стабильности коллектива, не хотят люди уходить  из своей уверенно процветающей фирмы. Конечно, бывают ситуации, когда родители вынуждены забирать своих детей из 56-й, такое бывает редко, но бывает, и это тоже нормально, всегда есть дети, которые не могут и не хотят учиться в условиях, требующих высокого учебного напряжения, спокойного уважения к правилам, готовности уступать в мелочах ради достижения более важных целей… Замечу, у меня есть близкие друзья, забравшие детей из этой гимназии, и еще больше тех, кто готовится  вслед за сыном отдать внука.Я действительно отношусь к 56-й с большим уважением,  не только потому, что я и еще с десяток моих коллег, вдохновленные феноменом 56-й,  в свое время написали докторские и кандидатские исследования, посвященные ее различным  педагогическим находкам; не потому, что я дружу,  просто дружу со многими учителями, работающими в школе; и даже не  потому, что  «менеджмент от  директора Пильдес» стал для меня своеобразным учебным пособием для многих   поколений управленцев… Я уважаю и люблю эту школу за то, что она старается не фальшивить ни в чем: ни в любви, ни в дружбе, ни в учебе, ни в работе, ни в буднях, ни в праздниках…Вы заметили, что я описываю  школу, как человека, честно говоря, я это делаю уже давно, подход этот к оценке себя и собратьев выработан в 56-й  гимназии в грозные и веселые девяностые и еще ни разу нас не подводил. Так вот  я горжусь нашей с 56-й  дружбой и постараюсь ее сохранить как можно дольше.И если исходить из убеждения, что «качество – это то, что тому или иному сообществу нравится, кажется хорошим, добрым», то 56-я гимназия – очень качественный продукт педагогического и управленческого мастерства и вдохновения ее лидеров, следствие ответственного и инициативного отношения к своему делу; ее высочайший педагогический потенциал определяется высоким уровнем человеческой культуры с устойчивыми идеалами труда, семьи, познания, искусства, творчества, успеха и уважения к человеку.Елена КАЗАКОВА, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университетаТолько фактыГимназия №56 – крупнейший образовательный комплекс Северо-Западного региона. Комплекс располагается в пяти отдельно стоящих зданиях.В его состав (по типам и видам образовательных учреждений) входят: дошкольное отделение (детский сад); начальная школа (в 2 зданиях); гимназия (в 2 зданиях: 5-7-е классы и 8-11-е классы); центр дополнительного образования; психолого-педагогический медико-социальный центр.В гимназии в 93 классах и 4 группах дошкольного отделения обучаются 2524 учащихся и 80 воспитанников.В гимназии работает один народный учитель РФ, четырнадцать заслуженных учителей РФ. 28 педагогических работников награждены орденами и медалями за работу в системе образования, а 85 – знаком «Почетный работник общего образования РФ».В прошлом учебном году 5 выпускников набрали 100 баллов по ЕГЭ: Лилит Хачатрян (русский язык), Елена Авдоничева (русский язык), Ирина Белевитина (химия), Татьяна Качурина (химия), Максим Смотров (химия). 22 выпускника имели 95 и 98 баллов по ЕГЭ, при этом у 11 было выше 90 баллов по двум и трем предметам.19 золотых и 21 серебряный медалист.На базе гимназии №56 в прошлом учебном году состоялись 22 всероссийских и региональных семинара для руководителей ОУ и педагогов Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы, Мурманска, Новосибирска, Рязани, Белгорода, Архангельска, Республики Коми, Республики Марий  Эл и других регионов РФ.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту