У каждого сообщества есть свои поводы спорить о школах; точнее, о тех критериях, по которым школу можно рекомендовать или не рекомендовать друзьям и близким людям. По сути дела, речь идет о водоразделе между «хорошими» и «плохими» школами, построенному по субъективным оценкам той или иной социальной группы. Теоретически все взрослые должны обладать навыком уверенного и аргументированного различения добра и зла, практически в нашем школьном деле этот навык сформирован не у многих: одни повторяют официальную информацию, другие с удовольствием распространяют сплетни и делятся ужасами, третьи верят всем, четвертые ничему не верят, даже тому, что они ничему не верят…
Меня попросили оценить 56-ю гимназию и поделиться своими суждениями о ней как о качественной или некачественной образовательной системе.Помните, у Курта Воннегута в одном из рассказов молодая девушка спрашивает старого художника, как он отличает хорошую картину от плохой. Художник отвечает, что нужно увидеть миллион картин, и после этого никогда не ошибешься. Известный исследователь проблем школьного управления А.Сидоркин пишет: «Я отделываюсь этой шуткой всякий раз, когда кто-нибудь спрашивает, что же я все-таки имею в виду под хорошей школой» («Пособие для Робеспьеров»).«…Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребенку и взрослому» (В.Караковский). Для У.Глассера хорошая школа та, где каждый ученик за время обучения получает устойчивый опыт любви и самоуважения («Школа без неудачников»).По мнению местного инспектора (уже и инспекторов-то нет, а их мнение осталось), хорошая школа та, где выше результаты ЕГЭ, нет травматизма и жалоб, лучше отчетность по всем показателям.Я намерена утверждать, что 56-я гимназия – хорошая школа, и я достаточно искренне могу рекомендовать ее большой части своего сообщества.Но, похоже, будет правильнее открыто заявить систему критериев, из которых я исхожу. Прежде всего замечу, что, как ни странно, 56-я гимназия умудряется быть хорошей для различных специалистов по оцениванию.Рассмотрим общепринятые рамки: – школа всерьез начала формироваться с 1990 года и с той поры уверенно соответствует достаточно высоким нормам государственных требований к результатам образования (много отличных результатов, много победителей олимпиад, мало ученических неудач по отдельным предметам, отличная поступаемость в вузы);- стабильный, высококлассный педагогический коллектив, который почти на треть состоит из мужчин, достаточно много молодых педагогов;- в школе хорошая дисциплина (бодрая, спокойная, без криков и ругани), устойчивый порядок в организации; отлаженная система классного руководства и коммуникаций с родителями;- школа хорошо оснащена, прекрасная техника, лабораторные комплексы, спортивные, музыкальные залы, отличная столовая (точнее, система уютных кафе) и т. д.Позволю себе остановиться и перейти к менее традиционным ориентирам:- в 56-й гимназии любят людей (именно людей, а не детей, стыдливо отделяя последних возрастной завесой от мира взрослых), любят особой требовательной любовью, наслаждаясь талантами, прощая недостатки, приходя на помощь в трудную минуту; – в школе нетерпимы к грязи, серости, отсутствию вкуса; никакие педагогические соображения не позволят назвать некачественный продукт детского или взрослого труда удачей; в школе культ педагогики успеха, не той, которая «к медалям по трупам», а современной, где у каждого есть пространство для удачи, педагогики, в которой не работает стратегия «проиграл – выиграл», а только «выиграл – выиграл»;- школа все время меняется, может быть, чуть быстрее, чем бы хотелось консерваторам, может быть, чуть медленнее, чем мечтают инноваторы, но школа не умеет быть скучной и несовременной: она одна из первых создала свою систему детских исследовательских проектов, возродила мощный центр дополнительного образования, создала и не дала разрушить центр сопровождения детей с проблемами;- о школьных праздниках можно слагать легенды, школьные герои (и учителя, и ученики) известны далеко за ее пределами, на ее фестивали собирается, без преувеличения, полмира;- в школе, как и в любом благополучном доме, обожают гостей, учат премудростям и делятся опытом с удовольствием.Слова «мода», «красота», «порядок», «скорость», «успех», «наука», «учитель», «ученик», «открытость», «медиа», «праздник», «игра» обладают в школе несомненной позитивной коннотацией… Есть ли у 56-й недостатки? Несомненно, на мой взгляд, она очень большая, что затрудняет коммуникации и обратную связь, но, увы, я отлично понимаю директора, которая физически не может отказать людям, готовым сменить квартиру, работу, образ жизни только ради одного – права для ребенка на 10 лет счастья. Школа потихоньку стареет, когда все только начиналось, средний возраст педагогов был около тридцати, пришедшие в нее когда-то молодые мальчишки и юные красавицы давно стали статными и эффектными мужчинами и женщинами, потихоньку приближающимися к пенсионному возрасту. И опять оборотная сторона медали, а именно стабильности коллектива, не хотят люди уходить из своей уверенно процветающей фирмы. Конечно, бывают ситуации, когда родители вынуждены забирать своих детей из 56-й, такое бывает редко, но бывает, и это тоже нормально, всегда есть дети, которые не могут и не хотят учиться в условиях, требующих высокого учебного напряжения, спокойного уважения к правилам, готовности уступать в мелочах ради достижения более важных целей… Замечу, у меня есть близкие друзья, забравшие детей из этой гимназии, и еще больше тех, кто готовится вслед за сыном отдать внука.Я действительно отношусь к 56-й с большим уважением, не только потому, что я и еще с десяток моих коллег, вдохновленные феноменом 56-й, в свое время написали докторские и кандидатские исследования, посвященные ее различным педагогическим находкам; не потому, что я дружу, просто дружу со многими учителями, работающими в школе; и даже не потому, что «менеджмент от директора Пильдес» стал для меня своеобразным учебным пособием для многих поколений управленцев… Я уважаю и люблю эту школу за то, что она старается не фальшивить ни в чем: ни в любви, ни в дружбе, ни в учебе, ни в работе, ни в буднях, ни в праздниках…Вы заметили, что я описываю школу, как человека, честно говоря, я это делаю уже давно, подход этот к оценке себя и собратьев выработан в 56-й гимназии в грозные и веселые девяностые и еще ни разу нас не подводил. Так вот я горжусь нашей с 56-й дружбой и постараюсь ее сохранить как можно дольше.И если исходить из убеждения, что «качество – это то, что тому или иному сообществу нравится, кажется хорошим, добрым», то 56-я гимназия – очень качественный продукт педагогического и управленческого мастерства и вдохновения ее лидеров, следствие ответственного и инициативного отношения к своему делу; ее высочайший педагогический потенциал определяется высоким уровнем человеческой культуры с устойчивыми идеалами труда, семьи, познания, искусства, творчества, успеха и уважения к человеку.Елена КАЗАКОВА, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университетаТолько фактыГимназия №56 – крупнейший образовательный комплекс Северо-Западного региона. Комплекс располагается в пяти отдельно стоящих зданиях.В его состав (по типам и видам образовательных учреждений) входят: дошкольное отделение (детский сад); начальная школа (в 2 зданиях); гимназия (в 2 зданиях: 5-7-е классы и 8-11-е классы); центр дополнительного образования; психолого-педагогический медико-социальный центр.В гимназии в 93 классах и 4 группах дошкольного отделения обучаются 2524 учащихся и 80 воспитанников.В гимназии работает один народный учитель РФ, четырнадцать заслуженных учителей РФ. 28 педагогических работников награждены орденами и медалями за работу в системе образования, а 85 – знаком «Почетный работник общего образования РФ».В прошлом учебном году 5 выпускников набрали 100 баллов по ЕГЭ: Лилит Хачатрян (русский язык), Елена Авдоничева (русский язык), Ирина Белевитина (химия), Татьяна Качурина (химия), Максим Смотров (химия). 22 выпускника имели 95 и 98 баллов по ЕГЭ, при этом у 11 было выше 90 баллов по двум и трем предметам.19 золотых и 21 серебряный медалист.На базе гимназии №56 в прошлом учебном году состоялись 22 всероссийских и региональных семинара для руководителей ОУ и педагогов Санкт-Петербурга, Ленинградской области, Москвы, Мурманска, Новосибирска, Рязани, Белгорода, Архангельска, Республики Коми, Республики Марий Эл и других регионов РФ.
Комментарии