Какие трудности испытывают при переходе на дистант педагоги дополнительного образования? Надо сказать, что дистант подстегнул педагогов на поиски новых форм работы с учеником. Никогда дополнительное образование не прибегало к таким методам, да это и невозможно, во всяком случае в творческих дисциплинах. Традиции обучения игре на музыкальном инструменте формировались веками. Ничто не заменит живого общения с педагогом, с мастером. Сколько книг написано по постановке руки, по работе над звуком, над техникой, но никто не учится по книгам. Только контакт с педагогом! Тактильный, эмоциональный, психологический контакт – это очень важно.
Я представитель самого коллективного вида творчества – хорового пения. Конечно, в этих условиях я осталась без своего главного инструмента – хора, потому что хор предполагает самый непосредственный контакт дирижера с певцами – зрительный, слуховой, эмоциональный.
Ни один гаджет, ни одно приложение или программа не помогут мне собрать даже часть хора и провести хоть сколько-нибудь значимую репетицию. Если, скажем, скайп позволяет собрать несколько человек в одном экране, то качество звука и самой связи никогда не позволит даже вздохнуть синхронно всем участникам видеорепетиции, не то что спеть и услышать друг друга. Ну а чтобы провести одну индивидуальную получасовую, как рекомендовано, репетицию с каждым певцом моего хора по скайпу или Ватсапу, мне понадобится 46 часов.
Я могу бесконечно создавать видеоуроки, инструкции и рекомендации по изучению произведения, но это не приведет ни к какому результату. Даже если ученик выучит текст и мелодию, у него еще недостаточно опыта, чтобы добиться качественного вокального исполнения. А такие тонкости хорового исполнительства, как ансамбль, дыхание, артикуляция, динамические и эмоциональные оттенки, совершенно невозможно понять и передать через экран. Только живая репетиция, только контакт хористов и дирижера! Единственное, что я могу в таких условиях, – это поддерживать теоретическую подготовку моих юных певцов и всячески развивать их музыкальный кругозор.
Мы, педагоги-практики творческих дисциплин, настолько привязаны к личному взаимодействию «педагог – ученик», что с трудом представляем себе возможности облачных технологий. У нас не было такой задачи, необходимости, потребности. А теперь, ничего не поделаешь, приходится подстраиваться под условия.
Я думаю, практика самостоятельных репетиций учащегося по видеоурокам останется в моем педагогическом арсенале как вспомогательный инструмент работы с хором, но практические занятия, контакт педагога и ученика невозможно заменить ничем.
Юлия ГРЕБЕНЩИКОВА, педагог дополнительного образования центра внешкольной работы с детьми и молодежью «Академический» Калининского района Санкт-Петербурга
Комментарии