Современная российская школа находится в сложном периоде поиска и обретения нового смысла своего существования, без постижения которого она не может быть ведущим институтом образования. Пожалуй, впервые отмечается такой пристальный интерес многих учителей к различным педагогическим технологиям, потребность в теоретическом осмыслении, обосновании своей педагогической деятельности. Для педагога в учебно-воспитательном процессе важно не только дать ребенку определенные знания, но и научить его самообразованию, умению пользоваться полученной информацией в повседневной жизни. Технология развития критического мышления на уроках химии – это не просто создание учителем благожелательной творческой атмосферы, а постоянное обращение к субъектному опыту школьников как опыту их собственной жизнедеятельности.
В течение нескольких лет методическая тема нашего лицея – «Развитие творческого потенциала ученика», она предполагает внедрение личностно ориентированных технологий в обучении. А использование технологии развития критического мышления на уроках химии дает возможность развивать и творческий, интеллектуальный потенциал ученика. Суть инновации состоит в реализации связи химии с повседневной жизнью человека через методические приемы технологии развития критического мышления (ТКРМ): кластеры, таблица ЗХУ, приемы «толстые» и «тонкие» вопросы, «Верите ли вы?», «сравнительная таблица», стратегия «чтение текста с пометками», синквейны.Идея изменений заключается в организации учебной деятельности с использованием инновационной технологии как основы развития личности учащегося, его критического мышления.Цель проекта: развитие критического мышления учащихся.Задачи проекта:1. Изучение и освоение технологии развития критического мышления. 2. Использование ТРКМ в преподавании химии.3. Подбор и использование диагностических методик для определения уровня сформированности критического мышления учащихся.Ожидаемые результаты:1. Повышение профессиональной компетентности учителя, освоение им инновационной технологии образования.2. Повышение учебной мотивации и качества обучения учащихся.3. Повышение уровня развития критического мышления учащихся.4. Копилка уроков химии по ТРКМ.5. Появление группы учителей-единомышленников по внедрению технологии развития критического мышления в лицее.Критерии эффективности проекта:1. Эффективное применение ТРКМ в урочной деятельности.2. Положительная динамика процесса формирования критического мышления учащихся.3. Рост интеллектуального потенциала учащихся – участников проекта.4. Положительная динамика учебной мотивации и качества обученности учащихся. 5. Востребованность данной технологии учителями лицея.6. Спрос на проведение мастер-классов для учителей города, края.Значимым результатом реализации проекта стал мастер-класс для учителей Пермского края в рамках курсов повышения квалификации ГУ ВШЭ (2009 год) и участие в районной научно-практической конференции «Профессиональная компетентность современного педагога как ресурс нового качества образования» с докладом по теме проекта (2010 год). Использование технологии развития критического мышления на уроках химии дает хорошие результаты. Повысился интерес к предмету, снизилось психологическое напряжение учащихся на уроках, повысилось качество знаний с 68 до 80 процентов (за 3 года), тогда как в контрольной группе качество знаний осталось стабильным. Такой значительный прирост качества говорит об эффективности использования технологии развития критического мышления для старших подростков. По результатам психологической диагностики наблюдается положительная динамика в развитии критического мышления и интеллектуального потенциала учащихся. Все вышесказанное, а также отзывы самих учащихся доказывают эффективность реализации данного проекта.На данный проект получена рецензия заместителя декана факультета довузовской подготовки ГУ ВШЭ Т.Ю.Кончаковой (январь 2010 года) и экспертное заключение кандидата химических наук З.Д.Белых (февраль 2010 года).В рамках проекта разработаны уроки с использованием ТРКМ по темам «Общие свойства металлов», «Щелочные металлы», «Щелочноземельные металлы», «Алюминий», «Железо», «Алкены», «Арены» и др.Урок по теме «Химические элементы в клетках живых организмов» был представлен на Всероссийский конкурс «Мой лучший урок» (2010 год) и вышел в финал конкурса. Представляю сценарий этого урока с использованием методических приемов технологии развития критического мышления.Данное занятие ориентировано на учащихся 9-х классов, но может быть проведено и с учащимися 11-х классов с корректировкой содержания в сторону усложнения по любой авторской программе. В яркой, эмоциональной форме учащимся предлагается система различных заданий личностно значимого содержания. Это способствует развитию интеллектуальных способностей и личностных качеств ученика, повышает мотивацию к изучению предмета. Важными в данном уроке являются самостоятельность, самоконтроль и самооценка обучающихся. Урок способствует развитию умений учащихся применять свои знания, свой опыт в реальной ситуации, формирует умение структурировать информацию, выделять главное; тренирует память, внимание; учит решать нестандартные задачи, развивает критическое мышление.Представленная форма проведения занятия может быть использована как универсальная для изучения многих тем курса химии, а также любого другого учебного предмета.Тема «Химические элементы в клетках живых организмов», 9-й класс.Цели:- образовательная: изучение роли химических элементов в жизнедеятельности живых организмов;- развивающая: развитие критического мышления учащихся, cамостоятельности и способности к рефлексии;- воспитательная: формирование положительной мотивации учения, адекватной самооценки, чувства ответственности, умения выстраивать взаимоотношения с окружающими.Тип урока: урок получения новых знаний.Оборудование: ноутбук, проектор, презентация к уроку, мобильный класс для тестирования (возможно обычное тестирование).Ход урока1-я стадия – вызов.1-е задание: что объединяет эти изображения? (См. рис.) Правильный ответ – химические элементы, они находятся в организмах растений, животных, человека, то есть во всех живых организмах.2-е задание: составить мини-рассказ по картинкам (тот же рисунок). 3-е задание: сформулировать тему урока – учащиеся делают это самостоятельно.4-е задание: блеф-игра «Верите ли вы, что…».Некоторые высказывания:- еще в начале прошлого века водопроводные трубы в городах изготавливали из свинца, который является сильным ядом (это верное высказывание, свинец и его соединения – довольно сильный яд, еще в начале прошлого столетия водопроводные трубы в городах изготавливали из свинца. Затем их постепенно заменяли железными);- при недостатке калия в почве у растений снижается интенсивность процесса фотосинтеза (неверное высказывание).5-е задание: заполнить таблицу ЗХУ, первые две колонки – «Знаю», «Хочу узнать»: что вы знаете о влиянии химических элементов на живые организмы и что хотели бы узнать? Отметить 2-3 позиции.2-я стадия – осмысление.1-е задание: формулировка цели урока учащимися.2-е задание (домашнее): состоит из двух частей. В обязательной части – материал параграфа по данной теме и классификация химических элементов; в задании по выбору учащимся предлагается составить схему, отражающую биологическую роль одного элемента (по выбору учащихся). 3-е задание: работа с информацией. Используем прием маркировки текста «инсерт», сначала в парах, потом в группах сменного состава. Подготовка «толстых» (сложных, требующих размышления) и «тонких» (простых, констатирующих) вопросов, афиширование результатов работы группы.3-я стадия – рефлексия.1-е задание: оценка работы групп, «тонкие» и «толстые» вопросы для групп-участников. При афишировании результатов каждая группа должна раскрыть роль химических элементов в клетках живых организмов. 2-е задание: тестирование с взаимопроверкой (тест с сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»). Данное тестирование можно заменить графическим диктантом . 3-е задание: синквейн по теме урока. 4-е задание: возвращение к таблице ЗХУ, заполнение 3-й колонки таблицы «Узнал», соотнесение того, что хотел узнать на уроке, с тем, что узнал; выводы по уроку, планирование на перспективу после анализа работы с таблицей ЗХУ.Библиографический список:Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии. 2-е изд. М., 2008.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. – СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2003. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. М. : Просвещение, 2004.Лаврентьев В.В. Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса в условиях личностно ориентированного обучения. Завуч. – 2005. №1.Личностно ориентированное обучение: теории и технологии: учебное пособие / Под. ред. Н.Н.Никитиной. Ульяновск : ИПК ПРО, 1998. Наталья ТРУШИНА, учитель химии лицея №8 города Перми, учитель года Пермского края-2013
Комментарии