В детстве мечты воплощаются в играх: сегодня ты врач, завтра – ученый, послезавтра – кондитер. В каком возрасте ребенок может выбрать для себя, кем быть? Обычно вопрос о профессиональном самоопределении начинает возникать в старших классах в связи с необходимостью выбрать сферу дальнейшего образования. Однако к профессиональному самоопределению можно готовить уже с дошкольного возраста. Необходимо лишь создать определенную наглядную основу, окружающую обстановку, на которой в последующем будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания.
Этой цели был посвящен созданный нами по инициативе детей проект «Сегодня дети – завтра профессионалы». Мы соединили игру и теоретические знания детей в проект, в который вошло несколько видов актуальных на сегодняшний день профессиональных компетенций. Проект, где дошкольники, погружаясь в реалистичную среду профессионального мастерства, пробуют множество профессий, осваивают новые технологии, приобретают компетенции, которые будут полезны в будущем.
Ребенок по своей природе конструктор и изобретатель. Учитывая эту заложенную природой особенность, мы с легкостью во время игры вовлекли детей в инженерное искусство, ознакомив их с техническим творчеством.
Постигая азы робототехники, ребята ознакомились с ведущими принципами механики, информатики и конструирования. Создание нового технического механизма очень увлекло детей. Ребята с энтузиазмом обсуждали поставленные технические задачи и возможные механизмы для их решения. Далее проводилась сборка механизма по инструкции, а затем ребята приступили к элементарному программированию. Им было интересно самим планировать и составлять маршруты для движения механизма. Детский азарт достиг кульминации во время опытных испытаний. Увидев, как созданный ими объект самостоятельно передвигается, да еще и по той траектории, которую они сами же задумали, дети пришли в неописуемый восторг!
Приобретенные ребятами компетенции позволили заложить на этапе дошкольного возраста начальные технические навыки и истоки работы, направленной на пропаганду профессий инженерно-технической направленности.
Реализовывая проект, мы ознакомили дошкольников и с такими малоизвестными, но очень нужными в современном мире профессиями, как химик, геолог, эколог и микробиолог.
Вместе мы создали в групповом помещении лабораторию «Хочу все знать». Ребята придумали и нарисовали эмблему, изготовили из папье-маше постоянных жителей лаборатории: Капитошку и совушку Почемучку. Введение персонажей, которые приходили к нашим исследователям со своими вопросами и проблемами, позволило обеспечить устойчивую мотивацию детей для работы в лаборатории.
В поисках ответов на вопросы, которые возникали у самих детей и которые задавали нашим исследователям жители лаборатории, ребята ознакомились с химической реакцией нейтрализации, создали неньютоновскую жидкость и фараонову змею. Научная деятельность очень увлекла детей, и они с головой окунулись в мир исследования, безудержно радуясь самостоятельно найденным ответам на интересующие их вопросы.
Развивая проект дальше, мы создали новое направление для изучения азов профессий. Так, в нашей лаборатории появилось новое подразделение «Все о микробах», где происходило знакомство с профессией микробиолога. Юные ученые выращивали и размножали микробов, а затем с нетерпением наблюдали за их ростом и развитием с помощью микроскопов.
Мир, о котором человек зачастую даже не подозревает, но который можно легко увидеть с помощью микроскопа, привел детей в восторг. Ребята поняли важность данной профессии, особенно им понравился тот факт, что она предполагает новые открытия. А значит, впереди их будет ждать много нового и интересного.
Видя сильную заинтересованность детей, родители активно включились в процесс реализации проекта, и у нас появилось еще одно направление – знакомство с профессией геолога.
После изучения ребятами горных пород мы организовали научную экспедицию. На территории прогулочной площадки закопали несколько образцов, изготовили геологическую карту участка и дали ее детям. Детскому восторгу не было предела. Юные геологи, вооружившись лопаточками и компасами, с энтузиазмом изучали карту, искали, а затем выкапывали спрятанные нами ископаемые, находившиеся под землей.
Благодаря заинтересованности детей и их желанию продолжать познавать мир профессий проект развивался дальше. Во время знакомства с профессией эколога мы приняли участие в городском конкурсе «Экографика», который помог детям понять, что человек этой профессии трудится не только для себя, но и во благо будущего человечества.
Проект дал нашим дошколятам возможность понять мир взрослых не только через игру, но и через доступные возрасту формы труда, а также помог родителям с выбором дальнейшей траектории развития ребенка.
Мы надеемся, что полученные знания и компетенции помогут детям сделать осознанный выбор профессии и успешно реализовать свои карьерные цели во благо нашей страны.
Наталья БАБУШКИНА, воспитатель школы №113;
Олеся СОРОКИНА, старший методист школы №113
Комментарии