Ребенок вовсе не обязан уметь читать к моменту поступления в первый класс. Но он должен хотеть уметь читать. Почему этого очень часто не происходит?
Он не хочет читать потому, что у него не получается. А не получается по очень многим причинам. В процессе чтения задействованы сразу несколько участков мозга. И недосформированность хотя бы одного из них (вызванная поздними токсикозами беременности, неблагоприятными экологическими воздействиями, травмами, стрессами и т.д.) отрицательно сказывается на всем процессе. Кроме того, работает стереотип: если дети никогда не видят родителей с книгой в руках, если в семье не делятся тем, кто что прочел за последнее время, разве станут они сами стремиться к чтению? Но есть и еще одна причина – педагогическая: родители, особенно в последнее время, поголовно стремятся научить детей читать как можно раньше. Якобы, это все продиктовано требованиями времени, ускоренным развитием, заботой о том, чтобы им же самим потом легче было учиться. Нельзя этого делать ни в коем случае! Да, ребенок может научиться читать в четыре года, но он не будет понимать смысла прочитанного – ведь у него еще не развито наглядно-образное мышление. А это происходит в норме к 5,5 – 6 годам.
Значит ли это, что не стоит детей учить звукам и буквам в детском саду? Нет, можно, однако идентифицировать слово с образом ребенку очень тяжело. Для этого нужно сопоставить слово с картинкой, а лучше – с реальным объектом. А это уже проблема не только научно-методического, но и материального оснащения наших детских садов.
Анна ПОТАНИНА,
директор “Научно-исследовательского центра
психологической защиты семьи и детства”
Москва
Комментарии