Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Хочу, потому что могу. Технология междисциплинарного обучения при подготовке учащихся к участию в олимпиадах

УГ - Москва, №03 от 16 января 2018. Читать номер
Автор:

​Хороший учитель не тот, кто преподносит истину, а тот, кто учит ее находить. Технология междисциплинарного обучения, которая реализуется в нашей школе №1569 «Созвездие», успешно применяется для дифференциации процесса при преподавании дисциплин для учащихся с повышенными интеллектуальными и творческими способностями при подготовке детей к олимпиадам.

Учебная деятельность детей организована таким образом, что ученик находится в позиции исследователя, открывающего с помощью учителя и своих одноклассников законы окружающего мира. Методика обучения отвечает принципам активности или субъектности ребенка в процессе обучения, проблемности, диалогичности и мультимодальности. По результатам обучения по программе «Одаренный ребенок» в школе «Созвездие» учащиеся сохраняют опережающий уровень развития вербальных, невербальных способностей, а также творческого мышления, и даже демонстрируют его увеличение. Учителями созданы комплекты исследовательских практических заданий, циклы уроков по отдельным темам курса, варианты дифференцированных контрольных работ, включающие задания повышенной сложности, что позволяет искать нестандартные пути решения, свойственные олимпиадным заданиям.  Важнейшей составляющей любого процесса обучения являются методы обучения как способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся. На уроке используются активные методы обучения и совместная деятельность учащихся. Самостоятельное исследование помогает детям глубже осмыслить особенности изучаемой темы. Изучая и обсуждая проблему, дети учатся рассматривать вопросы с разных точек зрения. Важным этапом урока является поиск решения проблемы с помощью классического диалога. При проведении диалога необходимо следить, чтобы учащиеся соблюдали определенные правила: не перебивать друг друга, не выходить за рамки своей роли, строить свое выступление на основе предыдущего. Во время обмена информацией дети представляют свои находки, свой вариант решения другим ученикам. В то же время они включают в рассмотрение и соотносят новую информацию и варианты решения, представленные другими группами. Такой метод позволяет дифференцировать и индивидуализировать образовательный процесс, что необходимо для подготовки детей к успешному написанию олимпиад. Заключительным этапом урока-исследования является применение. На этом этапе дети пишут творческие работы, опираясь на уже изученные факты, создают новое. Организация учебного процесса учащихся школы «Созвездие» основана на сочетании нетрадиционных и традиционных форм. Уроки междисциплинарного обучения позволяют взять тексты, расширяющие и углубляющие темы, которые изучаются на основных предметах, что также способствует подготовке к решению олимпиадных заданий. Активно используются уроки-концерты с элементами инсценировки. Такие уроки помогают привлечь яркий материал, создают ситуацию успеха, обогащают словарный запас, усиливают коммуникативность, развивают уровень владения выразительными средствами языка, совершенствуют и развивают внимание, память, воображение и фантазию. Безусловно, свою роль в достижении поставленных задач носят и уроки-экскурсии.  В старших классах активно используются семинарские занятия, лекции. Для предметов гуманитарного цикла очень важно научить учащихся логически мыслить, уметь анализировать, не просто воспроизводить материал, а понимать. Большое значение в нашей работе уделяется проектной деятельности, научной работе с учащимися. Нами разрабатываются задания для выполнения в классе и дома. Мы учим детей защищать свои работы на круглых столах, на Пушкинских чтениях, которые проводятся в нашей школе раз в два года. Включение учащихся в различные виды деятельности важно в первую очередь потому, что все дети разные, они отличаются друг от друга интересами, способностями. Особенно важно, что в процессе выполнения творческих работ проявляется самостоятельная мыслительная деятельность учащихся. Они сравнивают, анализируют, обобщают, делают выводы, создают оригинальные творческие работы. Мы считаем, что насыщение учебного процесса творческими видами деятельности крайне важно и для решения олимпиадных заданий, поэтому широко используем в своей работе творческие домашние задания. Сложившаяся система обучения обеспечивает стабильные, устойчивые результаты обучения, что подтверждается контрольными срезами, итоговыми оценками, результатами независимой аттестации. В итоге наши ученики становятся победителями, призерами, дипломантами и лауреатами различных олимпиад, конкурсов, конференций.Елена РАЙЧЕВА,учитель русского языка и литературы школы №1569 «Созвездие»


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту