Большинство студентов Нижегородского государственного педагогического университета с удовольствием идут на педагогическую практику. И движет ими отнюдь не стремление освободиться от привычного режима и внести разнообразие в повседневную студенческую жизнь, не столько желание попасть в школу в ином качестве, сколько естественная потребность применить и проверить на практике полученные знания, сформированные умения и навыки.
На мой вопрос о том, чем для них привлекательна практика, студенты НГПУ давали разные ответы. Обобщенно суть их можно свести к следующему. Для одних практика – еще одна возможность утвердиться в правильности выбора профессии; для других – способ самовыражения и проверки своих личностных качеств: смелости, креативности, способности к принятию самостоятельных решений; для третьих, самых скромных и застенчивых, – единственный способ заставить себя не бояться публичного высказывания. Другими словами, если в процессе лекционных занятий студенты приобретают знания и представления о будущей профессии, то на практике происходит процесс постижения самого себя: только попробовав себя в новой роли, каждый узнает истинную цену своих притязаний и амбиций, избавляется от иллюзий и приобретает бесценный жизненный опыт – разве этого мало?
Стандарты, которых в течение нескольких лет придерживается педагогический университет, предусматривают прохождение педагогической практики в течение 20 недель. Она распределяется на все годы учебы, но основной ее объем приходится на предвыпускной и выпускной – четвертый и пятый курсы. В сравнении с пятилетней программой обучения 20 недель кажутся небольшим сроком, однако студенты за время практики успевают не только почувствовать себя учителями и проверить свою подготовленность к педагогической деятельности, но и вникнуть во все тонкости и нюансы учительского труда.
Все опрошенные мною выпускники (теперь уже учителя-стажеры) признали срок практики разумным и достаточным, отметив, что дни, которые студенты проводят в школе, насыщены до предела.
Практика на всех факультетах начинается на первом курсе. Первый, ознакомительный, этап занимает совсем немного времени, как правило, одну неделю. На ознакомительном этапе практиканты не ведут уроки самостоятельно, они лишь смотрят, анализируют, изучают. Поскольку задания на этот период дают кафедры психологии, педагогики и методики, студентам приходится обращать внимание на все аспекты жизни классного коллектива и деятельности учителя. Сначала с помощью руководителей педпрактики, а затем самостоятельно практиканты проводят анализы уроков педагогов-наставников, наблюдают за межличностными взаимоотношениями, дают психологическую характеристику группы или ученика. Объем письменных (печатных) работ в этот период довольно большой, причем при его выполнении студенты вынуждены отказываться от привычного репродуктивного (реферативного) подхода, а проявляют творческие и аналитические способности, учатся рефлексировать и обобщать. Все эти умения им, безусловно, пригодятся в дальнейшем, но первый шаг в освоении педагогического мастерства делается именно на практике.
Следующий, производственный, этап занимает гораздо больше времени и требует от практиканта предельной концентрированности и ответственности. Для организации деятельности студентов на педпрактике подготовлены рабочие тетради и дневники практики, помогающие спланировать свою работу, проанализировать результаты. Студентам приходится вместе с учителем-наставником и куратором разрабатывать планы-конспекты своих уроков и после их проведения подробнейшим образом анализировать каждый элемент. Не все готовы учиться на своих ошибках, для кого-то «разбор полетов» становится тяжелым испытанием и проверкой на зрелость, но без оценки со стороны в процессе обучения профессии не обойтись. Руководители практики и учителя-наставники стараются, чтобы процедура анализа не травмировала студентов, подсказывала верные решения, способствовала тому, чтобы желание стать учителем не только не пропало, но укрепилось.
Кстати, стоит сказать, что Нижегородский педуниверситет имеет давний институт кураторства (руководства педпрактикой из числа опытных преподавателей) и отличную базу для практики. Если на выпускном курсе студенты могут выбирать школу для прохождения практики и стараются пройти ее именно там, где планируют в будущем работать, то первую большую практику и на 4-м, предвыпускном, студенты должны пройти в лучших образовательных учреждениях города. Практикантов принимают самые опытные педагоги известных в городе лицеев и гимназий, учителя высшей категории, имеющие большой педагогический опыт. С образовательными учреждениями заключаются договоры о сотрудничестве, педагоги-наставники получают дополнительное денежное вознаграждение за каждого практиканта. Такой подход к отбору базовых школ организаторы практики объясняют просто: многим выпускникам предстоит работать на селе, в массовой обычной школе, где условия работы и уровень требований будут несколько другими, но будущие учителя должны хотя бы увидеть «верхнюю планку», с тем чтобы стремиться к идеалу в своей будущей преподавательской деятельности.
Выпускники и студенты-старшекурсники, с которыми я беседовала, с большим уважением и благодарностью вспоминали своих наставников: «Мы им, конечно, доставляли лишние хлопоты, но работали они с нами по-настоящему, честно и добросовестно, стараясь передать все, чем владеют сами, не жалели времени, оставались после уроков, чтобы разобрать наши ошибки, поговорить о возможных вариантах и методах объяснения нового материала или проверки выученного».
Справедливости ради надо сказать, что практиканты в долгу не остаются. Поскольку педагогическая практика предполагает получение опыта классного руководства, студенты помогают педагогам во всем: и в организации внеклассных мероприятий, и в выпуске стенгазет, и в проверке дневников и ведении журналов. Часто классные руководители в расчете на помощь студентов самые большие мероприятия планируют именно на период предстоящей практики. Новогодние праздники, тематические вечера, конкурсы, турпоходы, которые вместе с детьми готовят и проводят практиканты, всегда бывают яркими, интересными и запоминаются надолго, поскольку студенты – народ энергичный и творческий, с ними детям, а тем более старшеклассникам, легко и весело.
В заключение стоит сказать, что в самом ближайшем будущем Нижегородский государственный педагогический университет планирует полный переход к уровневой системе подготовки специалистов. Когда появятся бакалавриат и магистратура, объем и структура практики изменятся, изменятся и требования к подготовке специалистов. Но об этом мы расскажем позже, когда планы станут реальностью.
Нижний Новгород
Комментарии