В последние годы учителя физики на уроках довольно много внимания уделяют решению задач и работе с тестами. А вот на развитие исследовательских навыков остается мало времени. После изложения нового материала и решения опорных задач ребята почти не задают вопросов: «Почему…? Зачем…? Что будет, если…?» Их гораздо больше волнует другое: «Когда контрольная?» и «На сколько минут тест?»
Оказалось, что уроки-исследования помимо поставленных задач позволяют еще формировать у ребят лидерские наклонности, стремление взять ответственность за решение задачи на себя (рис. 3). Только в одной анкете после урока было пожелание «На следующий урок хочу быть и получить результат на халяву!». Тем не менее в дальнейшем этот ученик уже пожелал стать .
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Мне повезло – с 2000 года я работала одновременно в трех школах. Это дало возможность проводить уроки в физико-математических и гуманитарных классах различной наполняемости.
Хочу рассказать о некоторых подходах, которые помогли мне пробудить у ребят интерес к предмету, развивать у них наблюдательность, критичность мышления, исследовательские навыки, самостоятельность.
Подобные занятия мы называем уроками-исследованиями. Методика их проведения неновая, ведь элементы исследования присутствуют практически на каждом уроке по физики. Однако особенность нашего подхода заключается в полной самостоятельности решения проблемной задачи. Это позволяет с высокой степенью эффективности формировать познавательную активность учеников, совершенствовать навыки работы с компьютером, развивать критичность мышления и учить детей коллективному творчеству.
Основные этапы такого урока:
актуализация знаний учеников;
знакомство с компьютерной моделью;
выполнение компьютерного эксперимента и занесение полученных данных в таблицу;
анализ результатов эксперимента;
выводы;
ответы на контрольные вопросы или рассказ о ходе эксперимента и его результатов.
Привожу фрагменты урока на тему «Исследование движения заряженных частиц в магнитном поле».
Задание 1: исследовать зависимость радиуса траектории частицы от скорости и магнитной индукции. Результаты компьютерного эксперимента занести в таблицу.
Сделайте вывод из результатов наблюдений. Докажите правильность выводов, используя формулы силы Лоренца, центростремительного ускорения, второго закона Ньютона.
Поменяйте направление магнитного поля. Что изменилось в движении частицы? Сделайте рисунок. Применив правило левой руки, определите знак заряда частицы.
Задание 2: идентифицировать (распознать) частицу, сравнив ее с электроном и протоном.
Me =9*10-31 кг
qе =1,6*10-19Кл
Мр =1,67*10-27 кг
qр=1,6*10-19 Кл
Задание 3: описать движение частицы в магнитном поле, если она влетает под углом к вектору магнитной индукции.
Vz=2*107м/с,
Vz=4*107м/с и т. д.
По аналогии с рис. 1 сделайте собственный рисунок.
Урок может быть рассчитан на 2 учебных часа – тогда на втором ребята выполняют тестовое задание, контрольную работу. Если же одни час, то в конце урока обязательно проходит обсуждение результатов. Ребята оценивают свою работу в качестве ученых-исследователей и отвечают на вопросы анкеты.
Коллектив научно-исследовательской лаборатории формируется из научных сотрудников разного ранга.
Старший научный сотрудник организует работу группы, ставит задачи, распределяет обязанности, выдвигает гипотезы, руководит обсуждением, контролирует работу сотрудников, подводит итоги исследования.
Младший научный сотрудник выполняет порученное ему дело, выдвигает гипотезы, анализирует и обобщает результаты эксперимента, участвует в обсуждении.
Лаборант выполняет порученное ему дело, слушает, смотрит, учится, участвует в обсуждении.
Как реализуются поставленные в ходе уроков цели, можно судить по ответам ребят на вопросы анкеты:
1. Кем я был сегодня на уроке:
старшим научным сотрудником
младшим научным сотрудником
лаборантом
2. Кем я хотел бы быть на следующем уроке-исследовании:
3. В чем преимущества изучения материала с помощью интерактивных моделей?
4. В чем недостатки такой работы?
5. Что я изменил бы в рассмотренных интерактивных моделях?
6. Модели для изучения каких явлений я считаю необходимым создать?
7. Отзыв об уроке и предложения
Предложения ребят авторам интерактивных моделей:
улучшить графику;
сделать масштаб осей графиков более подробным;
сделать 3D-модели;
сделать модели для изучения космоса, применения приборов, по электростатике, магнитному полю и так далее (рис. 2).
Необходимо отметить, что уроки-исследования вряд ли можно считать легкими и простыми как для учителя, так и для ученика. С одной стороны, преподаватель не должен вмешиваться в процесс поиска истины школьниками, с другой – надо все-таки контролировать этот процесс, чтобы в результате урока у ребят сформировались правильные представления об изучаемом процессе. Задачи, поставленные перед ребятами, не должны быть слишком легкими, но в то же время они должны быть реально выполнимыми.
Оказалось, что уроки-исследования помимо поставленных задач позволяют еще формировать у ребят лидерские наклонности, стремление взять ответственность за решение задачи на себя (рис. 3). Только в одной анкете после урока было пожелание «На следующий урок хочу быть лаборантом и получить результат на халяву!». Тем не менее в дальнейшем этот ученик уже пожелал стать старшим научным сотрудником.
В анкетировании участвовали 95 ребят (85 десятиклассников из школы №1 и 10 – из лицея «Гармония»). Я не предлагала для оценки урока готовых формулировок и просто подсчитала, сколько раз в анкетах встречаются слова «интересно», «понятно» и тому подобное.
Кстати, вопрос о научных сотрудниках возник только в конце года с подачи учеников. Однажды в анкете несколько человек написали: «Понравилось. Как будто сидишь в научной лаборатории, а не в школе». Ну хорошо, решила я, давайте об этом подробнее. Теперь на каждом уроке все мы – исследователи, ученые.
Кроме познавательных и развивающих задач, такие формы работы позволяют повышать интерес к изучаемому предмету в целом, укрепляют сотрудничество учителя и ученика.
Галина КРЮЧКОВА, учитель физики школы №1 и лицея «Гармония», Иваново
Комментарии