search
main
0

“Хочется написать, но слов недостаточно” Игры на уроках словесности

Работа с текстами известных авторов является основной на уроках словесности. На нее нельзя жалеть времени. Детские тексты должны зачитываться, слушаться, исправляться, становиться все более интересными и выразительными

Тема “Части речи – существительное и прилагательное”.
Перед вами ученики 5-х классов. Вы их пока не знаете – надо познакомиться. Предложите им сыграть в игру “Кто я?”.
Цель игры: помимо овладения программным материалом, главный смысл этой игры заключается в постепенном “складывании” каждым ребенком образа своего “Я”, знания о себе, что является необходимым в личностном развитии каждого человека.
Игра
Учитель: Я вас пока не знаю. Знаю лишь имена и фамилии, но хотела бы узнать о каждом как можно больше. Напишите о себе то, что хотите, используя только существительные. Пишите в своих тетрадях на листах, где написано “Кто я?”. Там цифры от 1 до 10. Кому-то из вас потребуется больше, тогда можно поставить еще цифры.
(В игре принимают участие все присутствующие в классе).
На ваше усмотрение в игру можно включить состязательный момент: кто больше напишет существительных и за более короткое время.
Пример
Кто я?
1. Девочка.
2. Дочка.
3. Ученица.
4. Внучка.
5. Племянница.
6. Сестра.
7. Тетя (есть и такие).
8. Читательница.
9. Пешеход.
10. Художница.
11. Скрипачка.
12. Рассказчица.
13. Фантазерка.
14. Мальчик.
15. Человек.
16. Ученик.
17. Сын.
18. Брат.
19. Футболист.
20. Друг.
(Это пока все)
Теперь надо написать о себе, используя только прилагательные.
1. Симпатичная.
2. Веселая.
3. Добрая.
4. Говорливая.
5. Несерьезная.
6. Вертлявая.
7. Общительная.
8. Способный.
9. Собранный (причастие).
10. Смышленый (спросил, как пишется слово).
Вопрос: “Кому хотелось написать о себе что-то еще, но слов оказалось недостаточно?”
Поднимаются руки.
Дайте возможность написать, но предупредите, что должно быть коротко.
Вот несколько примеров:
1. Бываю обидчивый.
2. Часто отвлекаюсь.
3. Люблю слушать, когда мне читают.
4. Не люблю читать сама.
5. Иногда кричу, потом жалею об этом.
6. Люблю гулять.
1. Интересный собеседник.
2. Умею дружить.
3. Твердый характер.
(Это пишет мальчик, ответы которого приведены выше).
А есть и такие записи:
1. Иногда завидую.
2. Не признаюсь…
3. Иногда завидую (повторяет).
4. Не люблю, когда меня ругают.
(5-7 минут)
Итак… Первое знакомство состоялось. С этим материалом уже можно работать.
Предложите следующую работу. Напишите о себе то, что сами хотите, выбрав это из своих ответов.
Совет коллеге
После того как вы напишете, я прочту ваши рассказы о себе классу, не называя фамилии писавшего, а вы попробуйте угадать, кто это писал. (Совет: читайте только работы тех учеников, которые дадут на это согласие).
(5-7 минут)
Вот о чем писали: “Ученица”, “Футболист”, “Читательница”, “Обидчивая”, “Внучка”, “Сын”, “Брат”…
Пример
Я занимаюсь в музыкальной школе, играю на фортепиано. Говорят, что многие дети занимаются музыкой из-под палки, но я делаю это с большим удовольствием.
Совет коллеге
Прежде чем предложить эту игру ученикам, попробуйте сами выполнить подобное задание и написать небольшой текст про себя.
В заключительной части игры прочитайте ребятам свой текст.
Вся игра может быть проведена за один урок.
Творческое задание: найти существительные, которые не обозначают предметов.
Запишите слова: человек, фантазия, ночь, болезнь, дерево, мир, книга, история, сон, кипарис, горе, камыш, недомогание…
Ученики называют эти слова: фантазия, ночь, болезнь, мир, история, сон, горе, недомогание.
(На всю эту работу не более 1-2 минут).
А теперь сами запишите существительные, которые не обозначают предметов.
Ребята записывают: печаль, страх, тоска, беда, согласие…
(1 минута)
Далее задайте вопрос: “Почему же существительное называется существительным?”
Вот несколько ответов:
1. Оно обозначает все, что существует.
2. Обозначает все сущее на земле.
А теперь напишите рядом с существительными, которые все придумали, прилагательные. Печаль страшная; страх дикий; тоска смертная; беда огромная; согласие взаимное… Задайте вопрос: “Почему прилагательное называется прилагательным?”
Ответы:
1. Оно присоединяется к существительному.
2. Оно прилагается к существительному.
Скажите ребятам (напомните), что прилагательное согласуется (живет в мирном, взаимном согласии) в роде, числе и падеже с существительным.
(На работу 3-4 минуты).
В качестве пропедевтики спросите ребят, могут ли они написать рядом с придуманными существительными глаголы. Если могут, пусть запишут.
Печаль не уходит; страх преследует; тоска извела; беда не отступает…
Скажите, что в этих примерах глаголы выступают в ином смысле, имеют переносное значение.
Попросите написать словосочетания или предложения, где эти глаголы выступают в прямом значении.
Друг не уходит; кто-то меня преследует; враг не отступает…
Все это поможет, когда будете говорить о том, что такое метафора.

Валерия ОЗЕРОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте