Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Хочешь жить спокойно – не жалей бумаги. Это один из основных девизов гимназии

Учительская газета, №46 от 13 ноября 2012. Читать номер
Автор:

​Собирая под одной крышей общеобразовательную школу и учреждения дополнительного образования, основатели вряд ли понимали до конца, насколько революционным может оказаться такое объединение. Поначалу интеграция выглядела как весьма невинное проникновение в обязательную сетку часов дополнительных уроков пения, например, или проведение уроков труда для начальной школы на базе Эколого-биологического центра городского Дворца творчества юных. В основном же дети пели и плясали, занимались спортом, как и положено, во второй половине дня. На традиционной классно-урочной системе никак это не отражалось.

Однако три года назад, когда стал набирать силу проект «12 коллегий» для средней школы, ситуация постепенно начала меняться. 12 коллегий – красивая метафора, связанная с Петербургским университетом. Говоря проще, система факультативов в форме клубов и объединений по интересам, куда дети с 5-го по 7-й класс приходят добровольно. Они могут переходить из одного объединения в другое, а могут вовсе никуда не ходить. Дополнительное образование всегда было особенно привлекательно именно своей свободной формой, необязательностью, тем, что опиралось только на интерес, на увлечение. Потому и способы представления знаний были там иные, чем в классе, и программы, и темпы их усвоения.По мнению руководителя службы научного сопровождения Екатерины Тенютиной, многие учителя обрели второе дыхание. Получив возможность работать вне школьной программы, некоторые педагоги буквально расцвели. «У нас женщины хорошеют!» – радостно смеется Екатерина Дмитриевна. Тамара Красовская и Людмила Брегер пригласили ребят в клуб любителей русской словесности, который связан с Музеем Анны Ахматовой в Фонтанном доме. У них большущая программа на все возрасты. Биолога Ольгу Доценко давно интересовали проблемы экологии, состояние природы у нас в Ленинградской области. Она получила теперь возможность вместе с детьми заняться этим. Связалась с Водоканалом и сотрудниками Музея воды. Наталья Кресс, учитель географии, страдала от того, что учебник написан сухо, в нем нет истории величайших открытий, рассказов о подвигах русских путешественников. А у нас в городе – старейшее географическое общество, столько увлеченных людей! Есть возможность теперь со всеми перезнакомиться. А как оживились преподаватели иностранных языков! У них всегда лучше шел основной язык, а второй изучался слабее. Теперь все увлекаются ролевыми играми, страноведением. В клубе «Бонжур» осваивается бытовой французский. Выпуская журнал «Шалтай-Болтай», ребята углубляют знание английского.Потребность пересмотреть свои профессиональные позиции, получить дополнительную специализацию появилась у многих педагогов. Павел Данилов, преподававший ОБЖ, раскрылся как прекрасный военный историк. Начинал с кружка любителей игры в солдатики. Увлекся изучением военного костюма, а сейчас они с ребятами перешли к реконструкциям сражений, связались с профессионалами, участвуют в выездных играх. Художественно-эстетическое дополнительное образование выглядит сейчас в общем распределении часов скромнее, чем раньше. Члены клубов и объединений щеголяют специальными нашивками, белыми шарфами участников публичных мероприятий, званиями «знаток» или даже «магистр». Для детей с 11 до 15 лет это довольно привлекательно. Они любят значки и шевроны. Мальчик, отдыхавший с родителями в Египте, уже на третий день заявил, что загорать ему скучно, пора ехать на экскурсию, потому что в клубе все его будут спрашивать, что он видел, какие сделал фотографии, удалось ли вести дневник путешествий. А еще больше им нравится на правах знатоков проводить классные часы по своим темам, задавать тон на турнирах во время предметных олимпиад, помогать учителям устраивать предметные недели.На третьем году осуществления проекта стало видно, как теряет свою монолитность традиционная классно-урочная система. Дети активно общаются не только с теми учителями, которые ведут у них основные предметы, но и с теми, чей клуб им интереснее. Выезды, занятия на базе музея, научного общества все чаще оказываются эффективнее урока. И может быть, скоро как раз такие формы представления знания станут основными, а традиционная работа за партой окажется дополнительной?Другое дело, что самостоятельные занятия, организованные грамотно, умение работать с источниками информации, искать и находить те сведения, которые тебе нужны, – высший пилотаж для человека, привыкшего учиться. В восьмом и девятом они уже не бегают по клубам, а записываются в лаборатории, которые им интересны, выбирают себе руководителя. Они участвуют в турнирах старшеклассников, которые проводятся виртуально, на сайте гимназии. Набирают баллы, чтобы победить, консультируются индивидуально с преподавателями, ведущими турнир. Это уже опыт дистанционного обучения и адаптация к старшей школе. Там, среди старшеклассников, их ждет совсем другая жизнь. Выбор своего учителя становится рабочей необходимостью, поскольку приходит пора заниматься собственным проектом, осваивать приемы исследовательской деятельности.Трудно будет руководителю, если он недостаточно подготовлен к тому, чтобы открыть свою лабораторию. Ее можно открыть на один учебный год. Можно не набирать особенно много ребят. Но перестраивать собственный опыт приходится. Служба научного сопровождения появилась в школе совсем не для красоты, а в связи с острой внутренней потребностью. Другого выхода просто не было. Общегородские службы профессионального обучения, может быть, и очень сильные, ориентированы иначе. Развитие 56-й пошло своими путями, не дожидаясь новых стандартов и приказов министерства. Потому и сложилась у них своя внутрикорпоративная система повышения квалификации, заработал мощный редакционно-издательский отдел.За время моего знакомства с 56-й портфель материалов заметно разбухает от множества буклетов, инструкций, памяток, информаций, которые мгновенно распечатываются на моих глазах буквально во всех подразделениях. В школе они разлетаются моментально, как горячие пирожки. Хочешь жить спокойно – не жалей бумаги. Это один из основных девизов гимназии. Брошюры и все прочие виды печатных изданий, подготовленные группой научного сопровождения, можно увидеть в каждом кабинете. У них есть серия «На учительский стол». На столах и лежат. Каких только материалов в ней нет! От советов, куда поехать с классом на экскурсию, в каком музее появились новые тематические маршруты, до специальных методических рекомендаций.Сейчас в школе запускается новый проект, рассчитанный на все подразделения, – «Чтение с увлечением». Уже вышла первая брошюрка. Называется «Проблема детского чтения: историко-педагогический аспект». Проект крупный, поразительно разнообразный по своей структуре. Представляя его на педсовете, Екатерина Тенютина точно подметила, что он составлен как бы из драгоценных пазлов. Каждый – талантливая находка опытного педагога, долгие годы работающего так, чтобы его ученики просто не могли обойтись без чтения. А все вместе они составляют грандиозный план вовлечения детей в мир книги. Они и сегодня живут в этом мире. Невозможно участвовать в игре «Острова в океане», которая идет постоянно в начальной школе, не заглянув в книгу.Надпредметный, междисциплинарный характер крупнейших проектов в 56-й складывался естественно, проникая во все области школьной жизни. Он значительно укрепил свои позиции, когда впервые методом мозгового штурма творческая группа взялась за разработку тематики школьной исследовательской деятельности. Предметная замкнутость методических объединений, так же как и разделение коллективов на учителей начальной, средней и старшей школы, рухнула на глазах. Опыт собирания портфолио с первого класса, например, заинтересовал сразу нескольких предметников. Хотите, называйте это инновацией, хотите – интеграцией, но опыт 56-й гимназии уже приводит к изменениям в корневой системе, в структурной организации знания. Где кончается биология и начинается химия, история сливается с географией, а математика с русским языком? Что интересно исследовать школьникам и что им по силам? Стоит предложить им стандартный набор тем, и скачивание, перелицовывание текстов, гуляющих в Интернете, обеспечено. Пришлось искать свое поле, создавать свою библиотеку дополнительных материалов и методичек: как написать вступление, как пользоваться цитатами, делать сноски и так далее. И случилось неожиданное: ребята из математических классов взялись исследовать язык предвыборных листовок, плакатов – всех форм предвыборной агитации разных кандидатов в президенты. Собирали материалы всюду, где могли. От газет и журналов до уличных объявлений. Выяснилось, что разница очевидна. У коммунистов – язык лозунгов, у Прохорова – молодежный сленг, диалоговые формы. Вторая группа исследовала язык рекламы товаров для молодежи. Брали интервью, проводили опросы. Увлеклись необыкновенно! В работе с классикой тоже нашлись свои повороты. Например, семейные ценности в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин». Ни у Белинского, ни у Лотмана, ни у других исследователей, пропахавших роман до основания, этого нет. Умение собирать факты, работать с текстами, составлять библиографию, писать рецензии и аннотации – все это ни к одному из школьных предметов отнести невозможно. Как и школу тестовой культуры, которую проходят одиннадцатиклассники. Известно же, что ЕГЭ успешно сдают не те, кто больше знает, а те, кто лучше ориентируется в специфике вопросов и умеет отвечать.Второе направление, важное для выпускников, – абитур-класс. Тут не только проводится обычная психологическая профориентация. Выяснилось, что будущих абитуриентов нужно знакомить со спецификой вузовских справочников, рассказывать об особенностях новых профессий и специализаций, которые можно получить в том или ином учебном заведении. Пойти по стопам родителей – история неновая. Но сколько тяжелых разочарований связано с тем, что дело всей жизни выбрано случайно, заодно с друзьями или потому, что встретился сильный, яркий педагог! Понять себя, научиться успешно решать любые проблемы, предлагаемые жизнью, не унывать и не опускать руки – вот главная междисциплинарная и надпредметная наука, которую должен освоить человек в гимназии №56.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту