search
main
0

Хочешь подстроиться к легкому и быстрому детскому шагу – развивайся

Сегодня, признаются педагоги, у них есть масса возможностей для развития: Интернет, огромное количество электронных ресурсов, библиотеки и медиатеки. Можно участвовать в семинарах. А в основу повышения квалификации теперь положена персонифицированная модель, то есть учитель сам выбирает тот образовательный маршрут, который поможет ему развиваться как профессионалу и как человеку.

Заместитель председателя Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области Елена Спасская знает об этом не понаслышке. Еще три года назад она преподавала в школе естествознание.

Елена Спасская убеждена:  если  хочешь быть на гребне волны, хочешь быть интересным ребенку, говорить с ним на одном языке, стремишься подстроиться к легкому и быстрому детскому шагу, ты должен использовать все возможности для саморазвития. Благо сегодня можно самому создавать презентации, видеофильмы, научиться работать на аппаратных комплексах, с цифровой техникой. Это, между прочим, серьезно захватывает. Взять, к примеру, естествознание. Если раньше мы видели нарисованную тычинку в учебнике, то теперь ее можно разглядеть через электронный микроскоп, мало того, вывести  на экран, сфотографировать и зафиксировать в тетради.

– Я никогда не забуду глаза своих детей, когда мы на уроке клали кожицу обычной луковицы на предметное стеклышко и ребята видели лишенные хлорофилла клетки, – рассказывает Елена Борисовна. – Какими эти клетки оказались красивыми! А ребята, пока сами не убедились, не верили в это. Природа вообще хранит в себе множество тайн! Как говорил Карл Рулье, хочешь изучить мир, приляг к лужице и изучи все, что находится в ней. Это  настоящая картина мира. Мне кажется, природа – самый благоприятный материал для развития ребенка, причем не только для умственного развития, но и для духовно-нравственного воспитания личности.

По мнению Елены Спасской,  сугубо профессиональные вещи часто способствуют личностному развитию. Новые знания настолько увлекают, что входят и в твою домашнюю жизнь. У нее в семье, к примеру, все, что есть в доме, рассматривают в  электронный микроскоп. Личная «привязанность» – минералы.

– Для меня всегда было загадкой, как отдельные химические элементы объединяются в  нечто и это нечто предстает перед нами в виде какого-то потрясающего вещества, горной породы, минерала. Казалось бы, обычный гранит, а в нем три компонента!

Поэтому, частенько бывая в командировках, Елена Борисовна с  удовольствием… смотрит под ноги. И если ей попадаются кусочки каких-то горных пород, она сразу же начинает анализировать, что это – слюда, полевой шпат, кварц?

Учитель  начальных классов Марина Пашина тоже уверена, что нельзя стоять на месте:

– В завершившемся учебном году были введены ФГОС для начальной школы. Знаний, какими мы обладаем, теперь не хватает. Я, например, прослушала два курса. Один касался развития учителя в современных условиях, то есть  готовил к работе по новым стандартам, знакомил с новыми приемами, новыми методиками, с особенностями программы, проектной деятельностью. Другой курс касался образовательных возможностей Интернета. Сейчас такие условия обучения и такие требования к образовательному процессу, что без электронных ресурсов не обойтись. Учитывая то,  что дети с Интернетом на «ты», мы, учителя, тоже не должны отставать. Когда пять лет назад внедряли ИКТ, я стала знакомится с разными программами, потом самообразовывалась, и это очень помогло в моей педагогической деятельности. Работать стало намного интереснее, потому что на урок можно пригласить… и океан, и кита, и обезьяну, и не нужно показывать допотопные картинки. На нынешних курсах нас учили создавать собственный сайт, рассказывали, где можно взять информацию, как найти электронные ресурсы. Да, это отнимает много времени, но когда втягиваешься, хочется узнать как можно больше и уже сложно оторваться. Впрочем, по моему глубокому убеждению, саморазвитие у учителя в крови. Он всегда учится, даже когда не работает. Я, например, вне работы увлекаюсь цветоводством. Ищу информацию об экзотических цветах, пытаюсь вырастить их. О своих опытах рассказываю детям. Радуюсь, когда кто-то из них, увлекшись, тоже начинает экспериментировать.

Немаловажный фактор для развитии учителя – приоритеты образовательного учреждения, уверена директор 2-й Санкт-Петербургской гимназии Людмила Мардер:

– Скажем, мы начинаем саморазвитие с профессионального роста. Для этого существуют внутригимназические курсы, курсы за пределами гимназии, семинары, поездки, встречи, фестивали, открытые уроки и т. д. Спектр  возможностей очень широк. Другое дело, что есть формальные вещи, которые  должен делать  учитель.  Например, классный  руководитель должен ежемесячно проводить классный час по правилам дорожного движения. Если бы он  разделил эту обязанность с сотрудниками ГИБДД, которые приходили бы 2-3 раза в году, у педагога оставалось бы больше свободного времени. Учитель сегодня един во многих ипостасях, во многих лицах, причем зачастую ему приходится действовать в тех сферах, где он не профессионал. Это неэффективно, к тому же отнимает много времени и сил.

И все же с тем, что саморазвитие в большей степени зависит от внутренней установки человека, согласны практически все учителя. И почти все уверены – большинство педагогов, работающих сегодня в школе, люди увлеченные. Они заинтересованы в самореализации. Поэтому приходится много учиться, внедрять новые технологии.

Мало того, как заметила учитель русского языка и литературы Инна Яновская, появилась любопытная тенденция: с годами люди более жадно стремятся учиться, проявляют активность на занятиях. И, что удивляет и радует, иногда  учатся тому, что нетипично для учителя. Так, ее коллега старшего возраста научилась кататься на роликовых коньках. По выходным она ездила по тротуарам и вскоре среди учеников снискала себе славу приличного роллера. Надо ли говорить, как это помогло ей в классном руководстве!

Фото Оксаны Родионовой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте