search
main
0

Хочешь плейер? Купи пять бутылок! Молодежь косит пивной алкоголизм

На днях позвонила подруга. Ее сын-десятиклассник учится в одной из элитных школ Нижнего Новгорода. В Мишином классе бутылка пива – обычный напиток, благо выскочить на переменке до ближайшего киоска никто не препятствует. Возмущению Натальи, самой в прошлом учительницы, по поводу случайно увиденной на ученическом столе в кабинете недопитой бутылки «Клинского» не было предела: «Куда смотрят учителя? В наше время такого не было. Почему сейчас не ведется воспитательная работа на эту тему?». Поэтому я и отправилась в одну из обычных нижегородских школ поговорить с десятиклассниками и их педагогами.

Досье «УГ»А как у них?Одна из дочерей-двойняшек президента США Дженна Буш была привлечена к административной ответственности за то, что пила пиво, не имея на то права, в свои 19 лет. Уже будучи студенткой первого курса Техасского университета в Остине, она была замечена в компании выпивающих в одном из популярных ночных клубов. Полиция же в ту ночь проводила в городских барах облаву на несовершеннолетних, злоупотребляющих спиртным.Согласно американским законам потребление алкогольных напитков и табачных изделий разрешается лишь с 21 года. Ввиду явного нарушения этого дочь президента должна уплатить штраф в размере до 200 долларов или отбыть наказание в виде принудительных общественно полезных работ.Во второй раз Дженна попалась вместе с сестрой Барбарой при покупке спиртного по чужим документам. За это ей уже полагаются штраф в 500 долларов, посещение курсов для алкоголиков и общественные работы.

Комментарий «УГ»Закон «О рекламе», вступивший в силу в начале сентября, весьма ограничивает рекламу пива. Любая его реклама, а также напитков, изготавливаемых на его основе, не должна содержать информацию о том, что их употребление положительно влияет на достижение человеком успеха в жизни. Запрещено указывать на безвредность или на полезные терапевтические свойства пива. Она не может быть ориентирована на несовершеннолетнюю аудиторию. Законом оговаривается, что реклама пива не должна распространяться в радио- и телеэфире с 7 утра до 10 вечера.Достижение? Несомненно. Однако, увы, далеко не победа. И, на наш взгляд, во многом потому, что отклонен другой более важный Закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольно- и спиртосодержащей продукции». Законопроект этот относил пиво к алкогольной продукции. Кроме того, мало ограничить рекламу пива. Следует, на наш взгляд, активнее вводить на телевидении так называемую социальную рекламу, пропагандирующую здоровый образ жизни, полезное времяпрепровождение, неприятие алкоголя и табака. Деньги на такую рекламу должно предоставить государство, как это делают многие западные страны.Не должны оставаться в стороне от этой проблемы и школы. Профилактика – лучшее средство не заболеть, как утверждают врачи. Воспитание в наших ребятах стремления к занятиям физкультурой и спортом, организация интересного досуга – все это вполне по силам любому учителю, классному руководителю, который болеет душой за здоровье детей. Главное – не быть равнодушными!Отдел социальных проблем

Скажу сразу, заявление о том, что употребление пива, так же как и водки, может привести к алкоголизму, повергло в шок не только учеников, но и некоторых их наставников. Хотя этим их незнание и ограничилось. На вопрос «Как вы относитесь к пиву?» ответили все, но по-разному. «Вредно для здоровья, но я пью, потому что после этого у меня повышается настроение», «На вечеринках мы пьем только пиво, потому что родители запрещают вино», «В пиве есть полезные вещества», «От пива толстеешь, но я все равно его пью», «Если пить немного, то это не вредно».

А словоохотливый Сережа поделился, что первый раз ему дал попробовать пиво его папа еще в детском саду. Вообще это любимый напиток отца, и когда они уезжают летом на дачу, то с собой везут несколько ящиков пива. А Сереже после десяти лет на всеобщем застолье в дни семейных праздников наливают в бокал пиво. На протесты матери папа всегда смеется: «У нас же мужик растет!».

«Кто хоть раз пробовал пиво?» – спросила я, и все ответили дружным поднятием рук. Из двадцати пяти человек раз в неделю, а то и чаще пьет его почти половина. Напивались на вечеринках двое (столько смельчаков признались в этом). А между тем алкоголь в любой концентрации может стать для юного организма роковым. Касается это и бесконтрольного употребления пива.

Как выяснилось, и взрослые всем напиткам, особенно в жару и на отдыхе, предпочитают пиво. «Так ведь и «Пепси», и «Фанта» тоже не полезны», – говорят молодые учителя. И, наверное, больше по привычке убеждают своих учеников, что пиво пользы их здоровью не принесет. Впрочем, педагоги больше возмущены рекламой, потому что «благодаря» ей сложно втолковывать детям мысли о здоровом образе жизни. «Если бы было нельзя, – говорят те, – то государство запретило бы показывать это по телевизору».

А между тем еще два года назад Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заметил, что «реклама пива, которую мы видим по всем каналам нашего телевидения, далеко не такая безобидная. Потому что если юный организм с детского возраста привыкает к алкоголю, то это привыкание опасно для жизни детей». Да и в Государственную Думу тогда же был внесен законопроект, предлагающий отнести крепкое пиво к алкогольной продукции; запретить продажу пива лицам младше 18 лет; ввести запрет на торговлю этим напитком у школ и учреждений здравоохранения. Увы, закон отклонили в первом же чтении!

Когда Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко призвал перевести пиво в категорию алкогольных напитков, возмущению не было предела, в первую очередь самих производителей пива. Даже прогноз сделали, что бюджет страны с пивной отрасли недосчитается около трети из 20 миллиардов рублей налоговых сборов. И никого не встревожил тот факт, что уже с 1990-х годов Россия, по оценкам международных экспертов, занимает первое место по абсолютному потреблению алкоголя на душу населения – от 14 до 18 литров в год. И, как выясняется, молодежь иногда в количестве употребляемого все чаще превосходит старшее поколение.

«Праздники народу нужны!» – сказал однажды теперь уже бывший мэр нашего города, и… в Нижнем Новгороде компании-производители пива «Толстяк», «Балтика», «Солодов» начали активно призывать к веселью всех, невзирая на возраст. А педагоги во время массовых гуляний и не только с ужасом узнают своих учеников в нетвердо стоящих на ногах подростках с мутными глазами после выпитого «Клинского» или «Золотой бочки». Хотя принятое еще при советской власти положение о запрещении продажи спиртных напитков лицам до 18 лет никто вроде бы не отменял, но о его соблюдении сейчас не вспоминают.

Страшно и то, что многих вводит в заблуждение выпуск пива под маркой «Безалкогольное». Хотя бы потому, что российские стандарты требуют от производителя, чтобы доля спирта была не ниже заявленной (за рубежом – не выше). Например, в пиве «Балтика» реальный алкоголь может превышать аж 16 процентов.

В одном из своих интервью Главный санитарный врач России Геннадий Онищенко сказал: «Не СПИД и не туберкулез погубят Россию, а пивной алкоголизм среди юного поколения». Тогда эта фраза даже не «зацепила» внимание журналиста «Радио России». Сегодня она становится пророческой.

Почти вся пивная реклама, крутящаяся на центральных телеканалах, обращена к молодежи. Буквально навязывается установка «хочешь быть крутым – пей пиво». Вместо здорового образа жизни пропагандируется совершенно противоположный стандарт поведения. Даже в официальные партнеры олимпийской сборной России взята пивная компания. «Твоя награда – наша победа» – громогласно обращаются к спортсменам с экрана. Только вот чья победа? Не производителей ли пива? Ведь озвученный слоган – это не просто слова: зрителям предлагается покупать не одну и не две бутылки пива, а максимальное количество, пока не выиграют плазменную панель, DVD-плейер или (вот уж насмешка!) медицинскую энциклопедию. Даже по подбору призов уже понятно, что все рассчитано на молодежь. А социологи еще год назад убивали своей статистикой прямо-таки наповал. Около 60 процентов детей начали пить пиво в 12-13 лет. Почти 40 процентов школьников(!) употребляют этот «безалкогольный напиток» регулярно. 10-15 процентов подростков пьют пиво с согласия родителей. Пиво, по мнению наркологов, становится в России частью общенаркотической культуры. Оно доступно для подростков, им запивают все: от наркотиков до таблеток. Россию атакует пенный напиток, и для предотвращения этого в противовес той же рекламе пока не придумано ничего сверхнового. В качестве контрпрофилактики школьникам предлагаются книги, журналы, видеокассеты, публичные мероприятия, которые, имеют минимальный эффект.

Илье всего 20 лет. «Иногда мне снится один и тот же страшный сон, – говорит он. – Меня убить хотят, а я пьяный, и ноги меня не слушаются, закричать хочу, а язык заплетается». Его диагноз – хронический алкоголизм, он и сам не заметил, как все началось с пива. А в наркологических клиниках врачи все чаще и чаще сталкиваются именно с таким развитием болезни.

Пиво, по мнению общества, вовсе не алкоголь. Драки, хулиганство, попадания в вытрезвитель после него крайне редки. Пивной алкоголизм развивается незаметно, но сразу переходит в тяжелую форму. Пиво быстро всасывается в организм, переполняя кровеносные сосуды, при большом количестве выпитого возникают расширение вен и расширение границ сердца. Возникает синдром «пивного сердца»: сердце становится дряблым и качает кровь все хуже и хуже.

В мужском организме начинает выделяться вещество, которое подавляет выработку мужского полового гормона тестостерона, начинают продуцироваться женские половые гормоны, у мужчины становится шире таз, разрастаются грудные железы. У женщин растет вероятность заболеть раком, а если она – кормящая мама, то у малыша возможны эпилептические судороги. В больших количествах пиво оказывается клеточным ядом, поэтому при злоупотреблении им развиваются миокардиодистрофия, гепатит, цирроз печени, поражаются клетки головного мозга, нарушается интеллект, развиваются различные психопатии.

Бороться с пивным алкоголизмом намного сложнее, чем с водочным. По статистике, число пивных белых горячек мало уступает количеству водочных. Винные и пивные алкоголики могут и избежать классического психоза в виде такого острого начала, как галлюцинации. Но это вовсе не значит, что опасности нет. Как правило, люди, больные пивным алкоголизмом, попадают на лечение, находясь уже в крайне тяжелом состоянии, когда проявляется слабоумие, снижение личностной оценки.

И на сегодняшний день, утверждают врачи-наркологи, нет методов лечения, позволяющих алкоголику вернуться к контролируемому потреблению спиртного без катастрофических для себя последствий.

Любители выпить, естественно, ищут себе оправдание. Ссылаясь на Омара Хайяма и его многочисленные рубаи о вине, поклонники зеленого змия считают, что нашли в нем союзника. Однако они забывают о тайном, а иногда и явном смысле языка хайямовских произведений, так же как не хотят слышать пророческих слов Джона Стейнбека: «В духовном отношении эти бутылки можно распределить таким образом: чуть пониже горлышка первой бутылки – серьезная и прочувствованная беседа. Двумя дюймами ниже – воспоминания, овеянные приятной грустью. Еще три дюйма – вздохи о былых счастливых любовях. На донышке – всеобъемлющая абстрактная печаль. Горлышко второй бутылки – черная свирепая тоска. Двумя пальцами ниже – песнь смерти…».

Нижний Новгород

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте