Изменение образовательной парадигмы в российском образовании – переход на системно-деятельностный подход – вызвал необходимость кадрового обеспечения разработки и адаптации к системе СПО образовательных технологий, основанных на принципе индивидуализации.
Прежде чем рассказать о важном субъекте пронесения этих ценностей и технологий – тьюторской службе 26КАДРа, важно отметить, что на сегодняшний день основную надежду на массовую реализацию такого образования и воспитания мы возлагаем на институт классного руководства.
Несмотря на то что большинство классных руководителей – это либо люди с большим педагогическим опытом, либо молодые специалисты, получившие хорошее образование, все же остается трудность внедрения новых технологий в их деятельность в результате дефицита у определенного процента сотрудников ряда компетенций и специальных знаний. Однако за последние десять лет работы накоплен немалый опыт: разработана и апробирована целая серия различных методик, событийных проектов, информационных ресурсов и прочих форм, реализующих принцип индивидуализации на практике.
До недавнего времени эту программу реализовывала тьюторская служба 26КАДРа. Именно ее усилиями создана целая система действий, позволяющих переводить обучающихся в субъектную позицию по отношению к своему образованию, однако в силу небольшого количества тьюторов не все элементы имели массовый характер, и именно поэтому сегодня мы встали на путь передачи классным руководителям данных технологий, содействия им в формировании тьюторских компетенций и освоения деятельностного подхода.
Предполагается, что классные руководители смогут оказывать обучающимся помощь в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов и сопровождать их, реализуя воспитательную функцию, входящую в их должностные обязанности, поскольку в профессиональном образовании стержень воспитательной работы связан именно со становлением деятеля, способного качественно и целенаправленно трудиться. И все это происходит благодаря тому, что ребята реализуют свои образовательные интересы и достигают лично значимых образовательных результатов с помощью тех ресурсов колледжа и города, в которых возможны выбор и свободное самоопределение. И если тьюторы работали не со всеми – к ним прикреплялись те, кто осознанно был готов заниматься своим образованием и не боялся брать на себя дополнительный к учебному плану труд по осуществлению деятельности: проектной, творческой, созидательной, – то классный руководитель будет в состоянии включить в работу большинство обучающихся, осуществляя в отношении них цепочку технологичных действий, которые компенсируют в некоторых случаях глубокую и зрелую заинтересованность.
Мы рассчитываем, что насыщенность среды поможет усилить мотивацию каждого, что позволит вместе со взрослыми искать, выбирать, анализировать, а точнее рефлексировать, полученный опыт и корректировать свой маршрут, и классные руководители смогут наладить настоящее сотрудничество, где обе стороны будут вносить значимый вклад в результат. Опыт работы с тьютором показывает, что не все, но значительное количество тьюторантов развивают в себе субъектность и кардинально меняют свой жизненный путь и колледж, создавая образовательные события для всех и реализуя другие проекты, связанные с позитивными изменениями в окружающем мире, с собственным профессиональным становлением.
Именно система образовательных событий, организованных силами тьюторского актива, обусловила создание среды, где культивируется ценность развития и образования, достижений, свершений, реализации своего личностного потенциала. И в эту среду с помощью классных руководителей предстоит включить большинство обучающихся.
Учебный год начинается 1 сентября, когда первокурсников знакомят с ресурсами колледжа и города, из которых они могут выбрать себе дело по душе. Они так и называются у нас в колледже – «деятельностные поля», потому что разделены на типы активностей по направлениям. Все эти активности оформлены и внесены в так называемые ресурсные карты, к которым не раз впоследствии будут возвращаться ребята, чтобы осуществить ответственный и осознанный выбор.
Через несколько дней начинается программа по самоопределению. Это организационно-деятельностные игры, которые позволяют представить себе свое будущее, актуализируя цели в виде шагов, направленных на движение к нему, а также посмотреть на колледж как на место, где эти цели можно реализовать, то есть деятельностно готовиться к будущему.
Потом все включены в День учителя. Это событие, в рамках которого взрослые рассказывают про свои образовательные траектории, показывая, как можно осознанно относиться к своему становлению и развитию. Здесь же транслируется ценность поиска наставника, который поможет двигаться вперед.
Затем запуск выбора дополнительного образования «Мое будущее. Исследуем. Проектируем» – первое событие, где системно происходит выбор дела, соответствующего своим целям и замыслам. Примерно в это же время стартует самоопределение по отношению к участию в движении WorldSkills. Далее начинаются два фестиваля – «Путь в профессию», который позволяет разобраться, каким ты должен стать профессионалом, что и как освоить из профессиональных компетенций и личных качеств, и фестиваль проектных разработок, где обучающийся совершенно свободен в выборе проектных идей: хочешь – меняй мир, а хочешь – меняй себя, что, как известно, намного сложнее. ФПР проходит в четыре этапа на протяжении всего учебного года.
Для старших курсов недавно разработана экосистема профессионального становления, которая постепенно внедряется. Помимо вышеперечисленного есть еще различные формы событийности, в частности смысловые события, приуроченные к памятным датам. Завершается все финалом года, где происходят демонстрация образовательных результатов, полученных в процессе реализации всех возможностей, и награждение тех, кто имеет особенные заслуги и достижения.
Вот так проходит год. И главный шаг развития для нас в том, чтобы все классные руководители были максимально включены в сопровождение процессов самоопределения и рефлексии в отношении каждого.
С сентября этого года запущена серия семинаров для классных руководителей, где тьюторы передают свой опыт, помогают разобраться в базовых понятиях, присвоить ценности деятельностного подхода. Кроме этого, разрабатываются методические рекомендации, направленные на реализацию различных направлений деятельности. Созданы наглядные ресурсные карты, матрицы для оформления индивидуальных маршрутов.
Многие классные руководители уже понимают, что с помощью этой деятельности они смогут легче решить проблемы, которые традиционно вменены в их функционал: посещаемость и успеваемость обучающихся, минимизация правонарушений и др. Это происходит, потому что человеку становится очень ценно место, где проходит его осознанное развитие. Оно становится местом настоящей жизни, где важно и нужно жить достойно, на пределе своих человеческих возможностей.
Мария НИСАНОВА, руководитель тьюторской службы колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга №26 (26КАДР)
Комментарии