search
main
0

Хочешь быть счастливым – будь им!

Инклюзивное образование полезно, если ученик подготовлен к нему

Я глухой практически с рождения, но в то же время глухота моя приобретенная. Ее я приобрел еще в роддоме. К счастью, в настоящее время меры профилактики стали другими.

Родители решили побороться за меня. Сначала я пошел в специализированный детский сад, где по методике Б.Д.Корсунской меня научили ручной азбуке (дактилологии). Постепенно пришло владение устной речью, после чего сурдопедагоги (специалисты по работе с таким ребенком) различными приемами закрепляли навыки устной речи и уже не разрешали пользоваться дактилологией. Иногда немного шлепали по рукам, когда мы по привычке пытались говорить ручной азбукой, заставляя говорить только устно. На тот момент это была самая прогрессивная методика, которую применяли на экспериментальной площадке в детском саду на улице Олеко Дундича в Филевском парке. Со временем этот сад перевели в район Давыдково Западного административного округа Москвы.

Важный момент: моя мама – ученый-физиолог. Она понимала, чего мне не хватает. Чисто физиологическим путем мама искусственно компенсировала этот недостаток информации через другие органы чувств настолько, насколько было возможно. Также она принимала многие важные решения по моей индивидуальной траектории развития.

По медицинской классификации я до сих пор считаюсь глухим (диагноз – двусторонная нейросенсорная глухота) и, например, не могу воспринимать речь собеседника по телефону. В бытовом общении, даже используя хорошие слуховые аппараты, я все равно не могу воспринимать полностью речь говорящего только на слух. Но когда подключаю зрение, с разборчивостью речи дело обстоит гораздо лучше. Дело в том, что за много лет, общаясь с большим числом разных людей сразу, я развил периферийное зрение на восприятие устной речи: я могу одновременно «слышать» 5‑6 человек, улавливать их речь по движению их щек и губ.

При разговоре не демонстрирую трудности восприятия речи собеседника, всегда чувствую недопонятость чужой речи, но уточняющими вопросами дополняю свое понимание, не выбиваясь из режима адекватного восприятия чужой речи. У беседующего со мной человека не возникает дискомфорта в общении. Иными словами, я использую французскую модель сокрытия дефекта: многие француженки не имеют, скажем так, идеальной формы ног, но они одеваются и позируют таким образом, что этого не видно.

Со временем и я усвоил модель поведения, продиктованную нежеланием быть глухим в том смысле, что могу вести себя так же, как и все вокруг, соответствовать норме. Это трудно, стоит больших усилий, но, как говорится, хочешь быть счастливым – будь им! Со временем мне стало ясно, что можно достичь обычного уровня общения и не показывать своего отличия от других. Это трудно в плане речи и восприятия, но гораздо легче дается через комплексное погружение в общую культуру, знания из различных областей науки, профессию, реализацию данных природой способностей. Все это вместе приводит к социальной устойчивости. Да, это совсем неплохо, когда в беседе со мной незнакомый собеседник только со временем понимает, что перед ним, возможно, человек с нарушением слуха, но никак не глухой. И мне вдвойне приятно, когда на этом не зацикливаются.

Для меня успешность – это умение извлекать пользу из своих сильных сторон. Это акцент на знаниях, профессионализме, таланте, полезности, творческой деятельности и постоянная их активная демонстрация. Многие люди с ограниченными возможностями здоровья часто извлекают пользу из слабых сторон, подчеркивают свою инвалидность и просят помощи там, где они вполне могут справиться сами, не пытаются преодолеть себя.

В 2001 году я принял участие в конкурсе «Учитель года Москвы», тогда ввели номинацию «Сердце, отданное детям». Я победил в данной номинации, став одним из двух городских педагогов, занявших первое место. Нас награждала Любовь Кезина, которая занимала тогда должность руководителя Комитета образования Москвы. Она спросила, какова, на мой взгляд, должна быть концепция обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Я ответил ей кратко и понятно, опираясь на пример с обучением английскому языку, ведь тогда вся страна учила его в школах и вузах, но все равно оставалась «немой». Английский постигали люди, которые занимались с репетиторами, учились в школах с углубленным изучением языка и росли в англоговорящих семьях или культивирующих этот язык. А еще лучше, если все эти условия складывались вместе. Аналогично дело обстояло с коррекционным обучением детей с нарушением слуха, когда для них все годы 2‑3 раза в неделю по 20 минут отводилось время для индивидуальной коррекционной работы, что, конечно, было недостаточно и неэффективно.

Следовательно, нужно увеличить в разы  продолжительность индивидуальных занятий и работать с ребенком с нарушением слуха комплексно, то есть в команде специалистов, и обучать родителей общаться, учить и воспитывать своих детей. Подготовив качественно с раннего детства такого ребенка при определенных факторах, можно предлагать родителям делать свой выбор: в какую школу отдавать ребенка –  коррекционную или обычную. На тот момент я уже 15 лет преподавал и знал, о чем говорю.

Финал городского смотра-конкурса профессионального мастерства педагогических кадров разнопрофильных образовательных учреждений состоялся в мае 2001 года, а в конце июня того же года меня назначили директором центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции для детей с нарушениями слуха и речи «Благо». В истории города и, возможно, страны это был один из первых государственных центров, который работал конкретно с инвалидами определенного нарушения, имея соответствующие профессиональные кадры. До этого немногочисленные психолого-педагогические центры работали в основном с психологическими проблемами всех нуждающихся детей и их школьной неуспешностью. Как правило, это были обычные дети.

Центр «Благо» открыли в 2001 году, чтобы разрабатывать технологию и осуществлять обучение детей как с нарушениями слуха, так и с нарушениями речи. В настоящее время мы стали частью Московского городского педагогического университета.

В современном мире общество должно заботиться об инвалидах, потому что это люди, которые являются такими же гражданами, как и все остальные. Инклюзия не должна быть огульной. Ее надо готовить постепенно, создавая условия прежде всего в классах, где есть ребенок с ОВЗ, начиная с обучения кадров и создания толерантной среды в школе и классе. Надо начинать с общества, потому что человеческий фактор – самый главный.

Сейчас важно прикладывать усилия к тому, чтобы готовить школьное сообщество (ученические, педагогические и родительские коллективы) к позитивному принятию особых детей, приглашать в школы психологов и специальных педагогов, которые будут работать над адаптацией детей с ОВЗ, в частности глухих и слабослышащих детей. Увы, мало кто знает, кто такие глухие. Сейчас стали показывать телесюжеты про них, но и то не совсем с продуктивной стороны.

Нужно не просто показывать, а отвечать на вопрос о том, как сделать глухих и других лиц с ОВЗ успешными, что можно организовать для них (трудоустройство, быт, помощь в решении непосильных или сложных для них проблем). В любом гуманном обществе должен работать принцип включения в социум любого человека. С этим трудно спорить.

На данный момент в практическом плане наш центр в нескольких направлениях занимается развитием речи детей от 2 до 18 лет, консультирует их родителей. Центр диагностики и консультации «Благо» предлагает родителям и детям, проживающим в Москве, возможность бесплатно получить консультацию и провести диагностику ребенка у наших специалистов: логопеда, психолога, сурдопедагога и дефектолога. Записаться к специалистам можно, позвонив по телефонам: 8 (499) 243‑64‑83 или 8‑977‑280‑99‑73 (моб.), а также приехав в наш центр по адресу: Москва, Кутузовский проспект, д. 24 (ближайшие станции метро – «Кутузовская» и «Выставочная»).

Наши педагоги оказывают и платные услуги в виде индивидуальных занятий с детьми. Подробнее об услугах вы можете узнать на странице центра в Интернете. Также наши специалисты учат родителей, как справляться со стрессом из-за наличия в семье особого ребенка и эффективно взаимодействовать с окружающей средой. Родителям детей с особыми образовательными потребностями предлагаются различные программы. Прежде всего это обучающие программы-тренинги «Родители особого ребенка: преодоление переживаний», «Семья особого ребенка: эффективное взаимодействие», «Особенности развития детей с ОВЗ».

Для массовых школ специалисты центра «Благо» предлагают свое решение: повышение квалификации педагогов через различные программы повышения квалификации, рассчитанные на 24 и 72 часа: «Организация образовательной среды для детей с ОВЗ», «Комплексное сопровождение родителей детей с ОВЗ», есть и другие программы.

Значительную работу на современном этапе развития центр «Благо» организует в содружестве с образовательными организациями города: в рамках дополнительных занятий специалисты центра на бесплатной основе занимаются с детьми развитием устной и письменной речи. Мы надеемся, что наши совместные усилия позволят детям получать удовольствие от обучения!

Михаил ЛЮБИМОВ, директор Центра диагностики и консультации «Благо» Института дополнительного образования МГПУ, кандидат психологических наук

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте