search
main
0

Хлеб – батюшка, а водица – матушка. или Спеши в Кижи!

Представим себе: школа, урок природоведения в третьем классе, тема занятия «Хлеб насущный». Но в руках у учителя не учебник, не книга о земледелии на Руси с обилием иллюстраций, а копии тех самых орудий труда из школьного музея, которыми пользовались для выращивания хлеба наши предки. Каждому ученику можно не только разглядеть необычный предмет, но и, почувствовав себя настоящим крестьянином, опробовать деревянный цеп, косарь, севатку на воображаемом поле. А вознаграждением за проделанную работу становится лакомый кусочек каравая, который, как кажется ребятам, только что вынули из печи. «Ребята, а как вы понимаете пословицу «Хлеб – батюшка, а водица – матушка?» – задает вопрос учитель. И целая череда объяснений наперебой сыплется от новоявленных земледельцев. Раздается звонок, и ребята с подарочками – колосками ржи в руках – бегут на переменку рассказывать школьным друзьям о, казалось бы, привычном чудо-хлебе.

Это не выдуманная история, а описание открытого урока СветланыТепловой, в московской прогимназии №1768. Светлана Анатольевна, организатор музейной деятельности 43-й школы Петрозаводска, приехала в октябре в Москву вместе с коллективом музейных педагогов и сотрудников музея-заповедника «Кижи» для участия в семинарах по музейной педагогике: «Музейная педагогика в учебно-воспитательном процессе школы» и «Менеджмент в музейно-образовательной сфере». Две незабываемые встречи коллег и единомышленников состоялись 13 и 16 октября в стенах той же прогимназии №1768, где в октябре открылась интерактивная выставка «Кижи – мастерская детства».

Музейная педагогика в современном понимании дисциплина, существующая на стыке педагогики, психологии и музейного дела. Область педагогики, в которой историко-культурное и природное наследие используется в учебно-воспитательной работе школы. Таким образом, мир предметной культуры любого музея, будь то подлинник или копия, созданная руками самих ребят, находит свое применение на уроке независимо от изучаемой дисциплины. По примеру трех образовательных учреждений Петрозаводска возможно формирование целого музейно-образовательного комплекса, интерактивной (доступной каждому) экспозиции любого музея, а значит, и неограниченной свободы творчества как педагогов, так и детей, позволяющей прожить, по желанию, крестьянский день за 4 часа, а может быть, побывать в «музее в чемодане».

Столь значимая идея музейной педагогики родилась 12 лет назад, когда музей «Кижи» запустил инновационный социокультурный проект – «Республиканский детский музейный центр», который под руководством замдиректора музея-заповедника «Кижи» Людмилы Шиловой объединил в своей межведомственной работе более 30 учреждений культуры и образования. Сегодня РДМЦ – один из ведущих музейно-педагогических центров России, аналогов которому нет ни в Европе, ни в Скандинавии. Центр на основе партнерских отношений осуществляет долгосрочные музейно-образовательные проекты, участниками которых становятся не только дошколята и школьники, но и студенты вузов. В результате за время существования РДМЦ более 600 тысяч ребят со всего мира приняли участие в изучении историко-культурного наследия острова Кижи.

Закрытость систем образования и культуры до настоящего времени не позволяла осуществлять в Москве подобные детские программы. По словам директора прогимназии №1768 Татьяны Воробьевой, «только благодаря опыту «кижан» сообщество учителей столицы начинает сотрудничать с музейщиками на качественно новом уровне «образования культурой». «Открытие экспериментальной площадки по музейной педагогике на базе нашей гимназии – настоящий прорыв в деле создания единого образовательного пространства музея и школы», – сказала Татьяна Анатольевна.

«Педагоги и музейщики всей страны, объединяйтесь!» – хочется воскликнуть от лица всех теоретиков и практиков музейной педагогики. Что может быть прекраснее совместного творчества во благо воспитания будущего нашей страны с уважением к прошлому?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте