search
main
0

Хизир ГЕРЗЕЛИЕВ, председатель Чеченской республиканской организации Общероссийского профсюза образования: Мы не достигли вершины. Мы в пути

​В конце января рабочая группа во главе с председателем Общероссийского профсоюза образования Галиной Меркуловой побывала в гостях у чеченских коллег. В состав делегации вошли заместители председателя профсоюза Вадим Дудин и Михаил Авдеенко, члены Исполнительного комитета Лора Манаева и Юрий Прохоров, руководящие работники аппарата профсоюза. К столь представительному визиту республиканская организация подготовила полный отчет о своей деятельности. Отчет не бумажный, а живой, творческий. Члены рабочей группы не только ознакомились с работой всех отделов республиканского совета и базовых профсоюзных организаций, но и стали участниками форума, на котором присутствовали профлидеры всех образовательных учреждений региона (около 800 человек); побывали на торжественной презентации Энциклопедии народных и заслуженных учителей Чеченской Республики, которую сопровождал Государственный симфонический оркестр. В ходе визита прошли рабочие встречи с министром образования и науки ЧР Исмаилом Байхановым, председателем Совета профсоюзов Чеченской Республики Хусайном Солтагереевым, журналистами ведущих СМИ.

Если говорить о работе республиканского совета профсоюза, то нельзя не восхититься теми достижениями, о которых достаточно скромно рассказывает его председатель Хизир Герзелиев. «Мы критически оцениваем свою деятельность, не считаем, что достигли вершины, мы в пути. В этом движении мы имеем некоторые результаты и вместе с тем отчетливо видим свои слабые стороны, проблемы и барьеры, которые необходимо решать и преодолевать. Так что находимся в состоянии поиска наиболее эффективных форм и методов профсоюзной работы» – так начал свое выступление перед гостями Хизир Магомедович.«Некоторые результаты» – это восстановленная, собранная практически на руинах системы образования, а сегодня – самая многочисленная в республике, активная и успешно развивающаяся профсоюзная организация. Организация, которая начинала работу без своего помещения, без какой-либо материально-технической базы, без возможности банковского обслуживания… Не было ничего! Были только люди. Ответственные за систему образования в целом, за детей, которым нужно было учиться, за судьбы работников отрасли. «2000‑й год мы начали с нулевой отметки или, как говорят, с чистого листа, – вспоминает Хизир Магомедович. – Если говорить об имущественном положении, то мы потеряли все, что имели: у нас на балансе было два Дома учителя, две библиотеки, три студенческих клуба, пионерский лагерь, санаторий-профилакторий на 100 мест. К 2000 году ничего не осталось. Два года и в дождь, и в снег я стоял перед входом в министерство образования, просил заведующих роно, директоров школ, посещавших министерство, передать записку тому или иному председателю райсовета профсоюза. Таким же путем получал обратную информацию. Связи не было, транспорта не было, кабинета не было… Огромная благодарность людям, которые поверили, поддержали нас. И эта благодарность не иссякнет!»Как и чем сегодня живет Чеченская республиканская организация профсоюза?Начать стоит с того, что материальная база образования в республике, несмотря на тяжелые потери, полностью восстановлена.Сегодня в республике действуют 464 школы, 180 детских садика, 116 учреждений дополнительного образования, 23 учреждения профессионального образования, в том числе 4 вуза. Всего учащихся и студентов – 240 тысяч человек, учителей и преподавателей – 26 тысяч.Профсоюзная организация объединяет 44 тысячи 300 человек, что составляет 97% от общей численности работающих. «В силу объективных причин до прошлого года мы практически не работали с учреждениями профессионального образования, – отмечает Хизир Магомедович. – Теперь потихоньку вовлекаем их в профсоюзное движение. В 18 из 19 средних специальных учебных заведений созданы профорганизации сотрудников, три организации учащейся молодежи. Мы продолжаем работу в этом направлении и в текущем году полагаем завершить объединение профсоюзных организаций учреждений профобразования в составе нашего профсоюза».В целях оказания методической помощи местным и первичным организациям, контроля за исполнением решений профсоюза создан институт уполномоченных. 18 районов разделены на три зоны по шесть в каждой. Зоны закреплены за тремя уполномоченными республиканского совета профсоюза. Их обязанности выполняют наиболее опытные, профессионально подготовленные и авторитетные специалисты.Уполномоченные не входят в штат аппарата рессовета профсоюза, не являются они и работниками местного уровня, а занимают промежуточное положение в профсоюзной структуре. Тем не менее их работа существенно содействует укреплению порядка и дисциплины, активизации профсоюзных организаций на местах.Создавая институт уполномоченных, рессовет определял его как временную меру. Однако практика показала, что эта форма помощи и контроля для низовых структур очень эффективна, а потому такую структуру планируется закрепить и развивать дальше.В 2013 году произошли существенные изменения в среднем звене профсоюзной структуры. Районные советы профсоюза как выборные представительные органы преобразованы в Советы председателей первичных профсоюзных организаций, формируемые путем прямого делегирования от каждой первички, а бывший председатель райсовета переведен на новую штатную должность представителя республиканского совета профсоюза. С каждым их них заключен трудовой договор.Ни в зарплате, ни в других формах социальной поддержки представители не ущемлены, поэтому преобразования были восприняты с должным пониманием. По мнению рессовета, профлидеры освободились от проведения президиумов, пленумов и связанных с ними многочисленных организационных обязанностей и теперь имеют возможность полностью сосредоточиться на укреплении и развитии первичных профсоюзных организаций.Структурные изменения произошли и в аппарате республиканского совета профсоюза. Сформированы пять отделов: правозащитный, внутрисоюзный, информационно-аналитический, финансово-хозяйственный, общий отдел, на правах отдела работает и учебно-методический кабинет.Правом юридического лица наделен только республиканский совет профсоюза, денежные средства поступают на один счет, которым распоряжаются руководящие органы республиканской организации. Такому положению дел предшествовала многолетняя дискуссия, местами довольно острая. Однако здравый смысл и интересы профсоюзного дела возобладали, и с января 2003 года, когда в республике заработала банковская система, эта схема окончательно утвердились.Это позволило начать работу по созданию и развитию собственной материальной, информационной и кадровой базы.Сегодня общий штат республиканской организации насчитывает 48 человек. В каждом районе есть хотя бы один штатный работник, а в некоторых по два-три. Заработная плата представителя начисляется по разработанной рессоветом тарифной сетке, в зависимости от численности членов профсоюза в районе. Председатели первичных организаций получают от 20 до 30% надбавки от ставки заработной платы (а это 705 человек, или 92% от общего числа профлидеров). Кроме того, 19 руководителей первичек пользуются статусом освобожденных председателей, получая доплату от полной ставки при учебной нагрузке не более 18 часов в городе и 9 часов в селе.С 2014 года в каждом районе, в одной из базовых первичных организаций, планируется ввести штатного представителя республиканского совета профсоюза. По прогнозам рессовета, в течение 2-3 лет число освобожденных председателей в первичных организациях удастся увеличить до 50.Что касается штата республиканского совета профсоюза, то он не превышает 15 человек. Оклады работников аппарата устанавливаются в соответствии с рекомендациями ЦС профсоюза в процентном отношении от оклада председателя. Кроме того, для всех работников установлен ряд надбавок и доплат – за особо напряженные условия труда, за стаж профсоюзной работы, за государственные и профсоюзные награды, почетные звания.Смета профсоюза обсуждается на пленарном заседании рессовета в начале года, публикуется в информационном вестнике и размещается на сайте республиканского совета.В рессовете убеждены, что профсоюз – это самая открытая и демократичная организация. И публикация сметы – конкретное тому доказательство. Но подобная открытость, стремление к независимости дает и нежелательный эффект. Для некоторых социальных партнеров профбюджет стал темой для пересудов, различных домыслов и спекуляций. Особенно в последние 10 лет, с того времени, когда организация перешла на полную централизацию членских взносов. Некоторым людям сложно понять, что взносы централизуются не для обогащения, не для участия в бизнесе, а для того, чтобы укреплять организацию, способную реально защищать, помогать и поддерживать людей.Одним из ответов тем, кто «искренне» радеет за взносы, первичку, за каждого педагога, может стать и тот факт, что деньги членам профсоюза возвращаются, но с бόльшим эффектом. Например, ежегодно проходит торжественное награждение 600-700 профсоюзных активистов с обязательным денежным вознаграждением из средств организации. 8% бюджета направляется на оздоровление работников, свыше 7% используется на информационную работу, столько же идет на обучение. В этом году произошел взрыв обращений за материальной помощью. На эти цели было направлено 11% бюджета. И никто не получил отказа!Финансовая самостоятельность позволяет решать многие задачи, даже сверх­уставные. Здесь особо хотелось бы отметить соглашение рессовета с Государственным симфоническим оркестром Чеченской Республики под управлением народного артиста РФ Валерия Хлебникова. Осенью прошлого года с руководством оркестра был заключен договор на 18 концертов. Музыканты выступили перед учителями всех районов республики. Понятно, что организация концертов, аренда площадок для их проведения, билеты и все прочие расходы легли на профсоюзный бюджет. Но оно того стоило! До сих пор в рессовет приходят отклики от педагогов со словами благодарности за предоставленную возможность «насладиться настоящей классической музыкой». Разве такое было бы возможно без централизации средств?! Или, например, стало бы возможно издание красочной Энциклопедии народных и заслуженных учителей Чеченской Республики, в которой работники профсоюза постарались свести воедино сведения о людях благороднейшей профессии, щедро отдающих свои знания и опыт детям? Это великое дело! Не случайно на презентации энциклопедии, которая проходила в прекрасном здании Русского театра им. Лермонтова, все приглашенные участники (а это свыше 400 человек!) стоя, овациями приветствовали не только учителей, но и тех, кто проявил такую мудрость и заботу – отметил людей, чье главное в жизни звание – Учитель!Общее мнение педагогов о значимости этого события выразил Салам Аллиевич Магамадов, отличник просвещения РСФСР, заслуженный учитель Чеченской Республики, почетный работник общего образования РФ: «Мы ставим памятники отдельным людям за их выдающиеся заслуги или подвиги. Учителя же Чеченской Республики совершили массовый подвиг, спасая молодое поколение от безграмотности и невежества. Они работали в условиях, когда шли военные операции, часто поставив в классах буржуйки, иногда и в полуразрушенных зданиях. Не это ли является высочайшим проявлением патриотизма и жизненного подвига? Будь на то моя воля, я бы поставил в столице республики два памятника: чеченской Матери, которая защищала детей от голодной гибели, и чеченскому Учителю, спасавшему учеников от послевоенной деградации. Эта энциклопедия является письменным памятником педагогам. Они его, вне всякого сомнения, заслужили.За эту инициативу я хочу выразить благодарность республиканскому совету профсоюза. Знаете, я практически ничего не знал о своем деде, участнике Первой мировой войны, ибо он был репрессирован в 1937 году, за 10 лет до моего рождения. И вдруг три года назад мой сын принес книгу «Кавказская конная дивизия» и с гордостью сказал: «Мой прадед, оказывается, был награжден медалью «За храбрость» в Первую мировую войну. Теперь эта книга с упоминанием деда лежит у меня на почетном месте.Уверен, что энциклопедия, на презентацию которой мы сегодня собрались, займет достойное место в наших семьях и наши потомки будут помнить о своих учителях».Продолжая рассказ о работе чеченских коллег, нельзя не коснуться и деятельности первичных профсоюзных организаций, где работа ведется по восьми основным направлениям. Каждая первичка, независимо от численности, имеет коллективный договор; социальный паспорт; профсоюзный кружок; фонд социальной поддержки; систему производственных совещаний; профсоюзный уголок; подписку на газету «Мой профсоюз»; полную номенклатуру профсоюзных дел. Такой подход позволяет предельно конкретизировать деятельность профсоюзного комитета и управление первичными организациями.Но для эффективной работы мало решений, постановлений, финансовых возможностей. Главное – профессиональная компетентность профсоюзных кадров. Именно отсутствие у профактива должной подготовки во многом сковывает профсоюзное движение, уверены в рессовете, и потому значительное внимание уделяют обучению профсоюзных кадров и актива.В образовательных учреждениях продолжают развиваться профсоюзные кружки, на районном уровне открыты школы профактива; для председателей профорганизаций при республиканском совете создан постоянно действующий семинар, работающий еженедельно, по четвергам. Профактив регулярно направляется на учебу, организуемую Центральным советом профсоюза. В рессовете намерены обеспечить высшее профсоюзное образование каждому штатному работнику организации.Особое внимание уделяется и социальному партнерству, без которого профсоюзу крайне сложно, а порой и невозможно решать уставные задачи. Например, в 2013 году республиканский совет заключил отраслевые соглашения с Министерством образования и науки и Комитетом Правительства ЧР по дошкольному образованию. В настоящее время в министерстве готовится проект закона «Об образовании в Чеченской Республике». Профсоюзом разработаны 20 конкретных статей в качестве дополнений к закону, многие из них определяют меры социальной поддержки. Если все эти предложения будут учтены, то педагогические работники ежегодно смогут получать дополнительно 120 миллионов рублей.«Главное, – уверен Хизир Магомедович, – чтобы социальные партнеры понимали, что мы должны вместе решать общие задачи развития и укрепления образовательной системы. Наша цель – чтобы учитель работал успешно, творчески. Но для этого недостаточно административных мер воздействия. Нужно дополнительно создать ему ряд условий для эффективного труда, а именно здоровую морально-психологическую обстановку; действенную систему повышения квалификации, и, пожалуй, самое главное – улучшить его материальное положение. Именно такой постулат помогает нам находить понимание в эшелонах власти».Вот лишь некоторые ныне действующие меры социальной поддержки педагогических работников, которые были разработаны и введены по инициативе профсоюза:    30‑процентная доплата молодым специалистам, выплата подъемных педагогическим работникам, в том числе направляемым на работу в отдаленные районы, в сумме 22 тысячи рублей;    ежегодные гранты главы республики учителям, воспитателям детских садов, руководителям кружков учреждений дополнительного образования, тренерам детских спортивных школ;    ежегодное выделение правительством денежных средств на оздоровление педагогических работников;    доплаты председателям первичных организаций в размерах, установленных коллективными договорами;    20‑процентная доплата руководителям профсоюзных кружков и др.Можно еще много рассказывать о достижениях республиканской организации. Но, как говорится, лучше один раз увидеть. Смело можно утверждать, что в республике ждут гостей, рады поделиться своим опытом и перенять опыт коллег.Закончить хотелось бы словами Хизира Магомедовича Герзелиева: «Наш опыт убеждает в том, что, если мы в своей деятельности не будем учитывать интересы работников, входящих в наш союз, организация легко может развалиться, поэтому надо искать и внедрять такие формы профсоюзной работы, которые скрепляют профсоюз. Мы осознаем, что сегодня работникам нужны сильные и дееспособные профсоюзы, умеющие реально работать на человека. А этого можно добиться при условии, если мы обеспечим эффективное социальное партнерство, крепкую финансовую базу, современный кадровый и информационный потенциал. А для реализации наших общих дел остается пожелать всем коллегам крепкого здоровья, бодрости духа, новых творческих исканий и побед!»Информация к сведениюВ 2012 году в республике утверждены 39 базовых первичных организаций (по 2-3 в каждом районе). Им выделены отдельные помещения в образовательных учреждениях, приобретена необходимая мебель, оргтехника. На их базе планируется проводить районные мероприятия и комплексное обучение профсоюзных кадров на практике. Общие затраты на создание материальной основы базовых организаций составили около 4 млн рублей, или 11,2% средств профсоюзного бюджета.В январе 2012 года открыт учебно-методический кабинет республиканского совета профсоюза (УМК). План работы УМК охватывает обучение различных категорий профсоюзных работников и активистов. Во втором полугодии 2013 года УМК организовал работу районных школ профсоюзного актива с целью обучения членов профкома – руководителей постоянно действующих комиссий. За весь период работы УМК обучением охвачено более 2000 профсоюзных активистов.В республике ведется активная работа по оздоровлению членов профсоюза. За последние 3 года в санаториях Кавказских Минеральных Вод отдохнули и поправили свое здоровье 1140 человек. Член профсоюза имеет возможность приобрести санаторно-курортную путевку самостоятельно, за счет членских профсоюзных взносов и через некоммерческий Фонд социальной поддержки учителей (ФСПУ), получив оздоровительный займ на 12 месяцев. В рамках правозащитной работы в 2012-2013 гг. проведено около 100 обучающих семинаров для председателей первичных профсоюзных организаций. Представители профсоюза приняли участие в 198 судебных заседаниях, защищая права педагогических работников.Благодаря мерам, принятым представителем рессовета профсоюза по Веденскому району, разблокированы арестованные счета роно с двухмесячной зарплатой работников образовательных учреждений на общую сумму 14 000 000 рублей;В прокуратуры районов направлены жалобы на неправомерные действия организаций, оказывающих услуги (газо-, электроснабжение) педагогам.Работникам образования предоставлено более 1260 консультаций по всем возникающим вопросам: коммунальные услуги, назначение пенсии, заработная плата, стимулирующие выплаты, надбавки молодым специалистам, рабочее время и др.Общий экономический эффект правозащитной деятельности составил более 560 000 000 рублей!Грозный

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте