В прошлом году, богатом на педагогические события, было одно уникальное – проведение Всероссийского конкурса «Учитель года» в Чеченской Республике. Уникальное, потому что ровно 15 лет назад, когда на заседании оргкомитета конкурса министр образования и науки Андрей Фурсенко предложил проводить финал «Учителя года России» на родине предыдущего победителя, был задан вопрос: «А если победит педагог из Чечни, конкурс поедет в Грозный?!» Тогда, после гибели главы республики Ахмата Кадырова, проведение конкурса в Чечне по понятным причинам казалось невозможным. Прошло 15 лет. Республика восстановилась, прочно вошла в единое образовательное пространство страны, чеченские педагоги на протяжении этих лет с честью боролись в финале конкурса за право принимать главное педагогическое состязание на своей родине. И победа в 2018 году Алихана Динаева – победа всей республики – сделала это возможным.Свыше 300 педагогов со всей страны стали гостями Грозного. Стоит отметить, что в этом есть и заслуга республиканской организации Профсоюза образования во главе с ее лидером Хизиром Магомедовичем Герзелиевым. Организации, которая в трагические годы смогла выстоять и, несмотря на сложности, работать ради педагогов, ради сохранения системы образования. Сегодня перед республиканским советом профсоюза стоят новые задачи, о которых на неформальной встрече с конкурсантами рассказал Хизир Магомедович.
Позвольте искренне поблагодарить вас за то, что, преодолев домашние запреты, вы все-таки приняли, хотя и с небольшим волнением, смелое решение посетить Чеченскую Республику.Как вы, очевидно, знаете, медиа нас не очень-то балуют. Нет-нет, вбрасываются различные страшилки и ужастики о Чечне. На этом фоне неожиданной и весьма приятной новостью для нас стала победа нашего молодого коллеги Алихана Динаева на конкурсе 2018 года. Мы ее расценили не только с точки зрения оценки личных, деловых, творческих качеств и способностей Алихана Мавладиевича, но и как доверие, как признание того, что образование в Чеченской Республике находится в едином российском образовательном пространстве.При этом хочу особо выделить, что наше педагогическое сообщество во все кризисные для республики времена твердо стояло на позиции единства и целостности образовательной системы с великой Россией. Поэтому возрождение и вхождение в лоно российского образования после военных лет произошло довольно быстро, хотя проблемы в плане материально-технического обеспечения все еще остаются. Здесь и трехсменка, и нехватка учителей-предметников, и ряд других, характерных для всех болезненных вопросов, в том числе и низкий уровень заработной платы…Удивляешься, когда в некоторых СМИ с упоением пишут о митингах, требующих «хватит, мол, кормить Кавказ, Чечню», притом что уровень заработной платы здесь самый низкий в Российской Федерации. Кавказ, несмотря на прелесть и красоту его природы, гостеприимство населяющих его людей, не такой уж богатый край в плане социально-экономического обеспечения.Посудите сами, за шесть месяцев 2019 года средняя заработная плата педагогов республики составила 23980 рублей, а средняя по России – 45600 рублей, что почти в два раза выше. Если сравнивать по федеральным округам, то и здесь такая же картина. Из 8 российских федеральных округов Северо-Кавказский округ вот уже 20 лет прочно занимает последнее место. Здесь средняя учительская зарплата равна 26354 рублям, а в занимающем предпоследнее место Приволжском федеральном округе она составляет 33870 рублей, что на 7500 рублей больше, чем по нашему округу. Самый высокий показатель дают Центральный и Дальневосточный федеральные округа – свыше 60 тысяч рублей. Так что надо понимать, что Кавказ вовсе не жирует за счет российских налогоплательщиков, в чем его нередко пытаются обвинить.С другой стороны, возникает вопрос: почему такая поляризация, такой разброс в уровне оплаты труда педагогов? Все дело в том, что зарплата учителя привязана к средней зарплате в экономике региона.Майские указы Президента России мы выполняем – учительская зарплата даже чуть больше средней по экономике, которой, откровенно говоря, у нас и нет. Да, лет 30 назад в республике действовали более 170 крупных промышленных предприятий, обеспечивающих большинство жителей рабочими местами, производилось 80 наименований продукции, которая поставлялась во многие регионы Советского Союза и экспортировалась в 30 стран мира. Сейчас всего этого нет, нет былой химической, нефтехимической, машиностроительной и прочей промышленности. Вроде бы договорились о строительстве нефтеперерабатывающего завода в Грозном, чему мы были очень рады, но правление Роснефти неожиданно поменяло свое решение, и завод решили строить на другой территории. Так что проблема восстановления промышленности республики и возрождения рабочего класса существует, и ее решением деятельно занимается руководство региона, но пока, видимо, не все получается, в том числе и в вопросе выделения дополнительных средств на повышение зарплаты педагогам.Поэтому мы поддерживаем предложение Центрального совета профсоюза установить учителю единую по России достойную минимальную ставку за 18 часов в неделю из расчета 70% от средней зарплаты по РФ, а там уже каждая территория, исходя из своих возможностей, произведет доплату и надбавку. На данном этапе нам видится, что это единственный путь к справедливости.Тем не менее в прессе продолжают муссировать идею, будто качество образования не связано с уровнем зарплаты, сколько, мол, учителю ни плати, лучше работать он не будет. И приводят примеры победителей и участников учительских конкурсов, которые при тех же зарплатах добиваются высоких результатов в работе.Думается, в этой аудитории излишне вдаваться в дискуссию и доказывать всю неправоту этих лукавых суждений. Хотел бы только отметить, что в соответствии с Конституцией страны профсоюзы создаются с целью защиты интересов своих членов, а поскольку их современные интересы выражаются прежде всего в улучшении материального положения, то вопрос о заработной плате был и остается главным и определяющим в нашей деятельности.Убеждены, что только достойная оплата труда учителя способна решить проблему эффективности, проблему качества образовательного процесса, и по этому вопросу мы ведем постоянные переговоры, консультации с работодателями. Одновременно пытаемся использовать собственные ресурсы при оказании помощи учителю. Остановлюсь на некоторых из них.В первом квартале 2019 года мы организовали массовый рейд под названием «Диалог с учителем», провели персональные встречи с учителями-предметниками и учителями начальных классов, чтобы в непринужденной, товарищеской обстановке выявить чаяния, потребности и запросы учителя как на работе, так и в домашних условиях. Беседой были охвачены 10800 человек, то есть каждый второй педагог школы, принято к исполнению 1877 просьб и предложений. Четыре предложения, которые носят наиболее массовый характер, направлены в правительство республики, а именно: по заработной плате, компенсации за коммунальные услуги, жилью и оздоровлению.Мы с удовлетворением восприняли решение нашего министра Исмаила Баутдиновича Байханова обсудить итоги «Диалога» на расширенном заседании коллегии министерства с участием всех руководителей образовательных учреждений.В соответствии с Положением о заработной плате, действующим в республике, педагогам, имеющим первую и высшую квалификационные категории, производится повышение минимальной ставки, равной 12420 рублям, на 20 и 30%. Однако анализ показал, что ежегодно немалая часть педагогов не допускается к аттестации, в силу того что они не могут правильно презентовать свою работу или проваливают ее, поскольку не набирают необходимые баллы по ответам на вопросы. Выполняя пожелания учителей, высказанные в ходе «Диалога», мы организуем в каждом муниципальном районе курсы по подготовке к аттестации на соответствующую категорию. Конкретная методическая помощь, оказываемая лекторской группой профсоюза, куда входит и психолог, во многом содействует успешному прохождению аттестации.В День защиты детей, 1 июня, республиканский совет организовал акцию «Профсоюз – детям», 262 учительские семьи, в которых растут дети с ограниченными возможностями здоровья, получили материальную помощь.Еще об одном важном деле. Нами создан Фонд социальной поддержки учителей. Он постоянно развивается и на сегодня объединяет 8530 человек. Каждый вносит ежемесячно по 1000 рублей, и при накоплении 30 тысяч, а это происходит за 2,5 года, может забрать всю сумму. За это время другие члены фонда, остро нуждающиеся в финансовой поддержке, могут получить займ до 70 тысяч рублей и в течение года по частям вернуть его без всяких процентов. Только за прошедший год, например, займы получили 1977 работников образования, а свои накопительные 30 тысяч – 400 человек.В течение 9 месяцев 2019 года за счет профсоюзных средств мы оздоровили в санаториях 560 человек, закупили и установили в 12 крупных школах оборудование для комнат психологической разгрузки учителей, материальную поддержку получили 1350 человек. Выделяем компенсацию до 20 тысяч рублей семьям умерших учителей, а также пострадавшим от наводнений, оползней, пожаров и по расходам за платные медицинские услуги.Регулярно проводим среди педагогов смотры художественной самодеятельности, спортивные состязания, конкурсы хоровых коллективов и авторской песни, а также на лучшее литературно-поэтическое произведение. Организуем в каждом муниципальном районе, а их у нас 20, концерты Государственного симфонического оркестра, спектакли Чеченского государственного драматического театра им. Х.Нурадилова и Русского драматического театра им. М.Ю.Лермонтова. В прошлом году их посетили более 4 тысяч педагогов и членов их семей. Ежемесячно выпускаем журнал «Резонанс» и телевизионную передачу «Вестник Профсоюза образования». В каждом выпуске помещаем подробный рассказ или очерк об учителе. Издали две энциклопедии о народных и заслуженных учителях, пополняя их новыми именами, буклеты о победителях и участниках конкурса «Учитель года», о педагогах – участниках Великой Отечественной войны. Проводим слеты педагогических династий, действуют советы ветеранов педагогического труда и молодых педагогов. Не стану продолжать перечень профсоюзных дел, а подчеркну только то, что наш учитель не обделен вниманием – стараемся делать все возможное, чтобы укрепить его дух, поднять его имидж, авторитет…Здесь, на всероссийском конкурсе, собрались лучшие, талантливые педагоги. Вы авторитетны, ваше слово несравнимо, скажем, с нашим, профсоюзным, оно более значимо и весомо, вас слушают и слышат. Поэтому было бы целесообразно, если бы вы объединились в свою ассоциацию и регулярно выступали не только с пропагандой лучшего педагогического опыта, но и встречались с власть имущими в центре и регионах для решения конкретных социально-экономических проблем учителей.Я сам учитель, и, исходя из своего многолетнего опыта общественной деятельности, утверждаю, что решение вопроса по ускоренному развитию образования и его вхождению в десятку лучших в мире школьных систем, как ставит задачу президент страны, возможно только при самом серьезном внимании к учителю, его материальному положению. Дайте учителю хорошую зарплату – остальное он сам решит! Я в этом твердо убежден.
Комментарии